Минчанка решила отдать ребенка в школу с китайским языком как основным иностранным. Что из этого вышло
Минчанка Анна Лепская решила отдать ребенка в школу с китайским языком как основным иностранным. Что из этого вышло, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Сложности языка
— Все началось полтора года назад, когда мой сын заинтересовался Китаем — его языком, иероглифами, культурой. Он смотрел в YouTube ролики о китайской экономике, а вечерами восторженно рассказывал, как она стала одной из ведущих в мире. Сын твердо решил выучить язык Поднебесной, — рассказывает А. Лепская.
По ее словам, курсов для дошкольников в Минске не так уж много, особенно если попробовать вписать эти занятия в уже существующий график ребенка (спорт, бассейн). Что касается китайского, в 2022-м набирали группы только в очень отдаленных районах. Поэтому было принято решение, что школьные занятия станут отличным вариантом, тем более что в этом году сын станет первоклассником.
— Связка английского и китайского кажется мне оптимальной, — поясняет собеседница. — Первый легче «добрать» дополнительными занятиями онлайн. С китайским для младшей школы дела обстоят сложнее. Более того, я общалась с преподавателем одной из частных школ китайского языка в другом городе. Его ученики берут призы на республиканских олимпиадах. Он отметил одну очень важную деталь: китайский — тоновый язык, с тонкими нюансами произношения. Смысл сказанного может существенно меняться в зависимости от интонации. Значит для того, чтобы дать ребенку сильную базу, обязательно требуются очные занятия.
У нас на районе
Сейчас каждая школа закреплена за определенным районом. Дети, проживающие в нем, гарантированно получают места в том или ином учебном заведении. А уже потом идет запись желающих на оставшиеся места, независимо от места жительства. На сайте каждой школы или гимназии столицы в разделе для родителей будущих первоклассников есть списки улиц и домов, относящихся к ней. Эту информацию можно найти и на сайте управления по образованию администрации каждого из районов Минска.
Для желающих попасть на свободные места в учебное заведение существует следующий алгоритм действий. В мае формируется запись к директору — достаточно звонка в школу. Через месяц, в июне, в назначенный вам день — встреча с директором. Тогда же один из родителей будущего первоклассника пишет заявление на свободные места. Только после этого, в середине августа, — подача документов.
Никаких очередей, ночевок под школой, обивания порогов и стихийности — все по записи. Также нет экзаменов и тестирования для будущих первоклассников. Кто первым записался, тот первым подает заявление. Это увеличивает шансы ребенка попасть в нужное образовательное учреждение. Единственное, что создает волнение: никто ведь не знает, сколько будет «районных» детей, сколько мест останется для желающих. Все цифры приблизительные. Точное количество определяется только в середине августа — после окончания кампании по приему заявлений по прикрепленным районам.
— В классе старшего сына всего четверо ребят относились к району школы по прописке, — вспоминает Екатерина, мама третьеклассника одной из гимназий в центре столицы, с которой Анна познакомилась в Viber. — В прошлом году наша дочь прошла уже с «льготой»: дети, чьи братья и сестры учатся в гимназии, имеют преимущество при поступлении. Но это не какое-то постановление, а решение конкретной администрации. То же касается и детей работников данного учебного заведения. Не наш вариант, хотя в какой-то момент я думала, что стоило бы откликнуться на вакансию учителя младших классов.
В 2023 г. ограничений на подачу документов в несколько школ нет, поэтому Анна решила попробовать записаться в четыре самые подходящие. В трех китайский изучался с третьего класса, в одной — с первого.
Детективная история
Надежда найти подходящую школу в Сети не оправдалась: систематизированной информации по учебным заведениям не было, сведения зачастую оказывались устаревшими или не соответствовали действительности.
— К сожалению, даже на сайтах самих школ часто не было данных об их специализации или иностранных языках, которые там изучают. Пришлось по старинке обзвонить все учреждения образования, которые прямо или косвенно «подозревались» в преподавании китайского, — разводит руками минчанка. — Некоторые я нашла случайно. Также просмотрела результаты олимпиад и конкурсов, где напротив фамилий победителей мог быть указан номер их школы.
Оказалось, что крупные форумы, куда раньше стекались отзывы об образовательных учреждениях и где родители делились впечатлениями, почти вымерли. Сейчас обсуждения переехали в группы в Viber, Telegram-каналы, которые порой тяжело найти. Пришлось маме будущего первоклассника подключать сарафанное радио и знакомства под школьными воротами, чтобы собрать необходимую информацию. Помогли и сообщества в соцсетях, где Анна познакомилась с родителями, чьи дети уже несколько лет изучают язык и культуру Поднебесной.
— Информации накопилось настолько много, что я составила сводную таблицу, где собрала данные по углубленному изучению предметов, количеству классов, которые набирают в 2023-2024 годах, расположению школ. Позже там вела и график начала записи на подачу заявлений.
День Х
Официальный старт записи на прием к директорам учебных заведений — 12 мая. Но, как показала практика, каждая школа или гимназия назначала разные даты в зависимости от графика приема граждан руководством. Родителям это только на руку.
— 12 мая, 15 мая, 25 мая… Мы даже распределили даты и школы между всеми членами семьи, чтобы быть первыми в нужный день, — смеется Анна. — Мама, сестра, муж — каждый получил по телефонному номеру администрации и дату, когда нужно было c 9:00 начать дозваниваться «любой ценой». Ничего сложного, но поволноваться пришлось.
В нужный день родные будущего первоклассника, обзвонив по списку гимназии и школы, записались на встречи с директорами учебных заведений, чтобы в назначенный день подать заявления на свободные места.
— Не во все школы получилось дозвониться сразу. В одни пришлось набирать раз за разом на протяжении более полутора часов. В другие я совершенно случайно записалась накануне, позвонив для уточнения другой информации. В целом удалось записаться именно в те гимназии, которые показались нам самыми подходящими, — подводит итог Анна. — Впереди — встречи с директорами и подача заявлений. Ну и тревожное ожидание конца августа, когда станет понятно, пройдем ли мы на свободные места или же придется идти в школу «по району».