Могут ли подешеветь автомобили? Давайте разбираться
Фото носит иллюстративный характер
«Могут ли подешеветь автомобили в этом году или, наоборот, цены вырастут? Обновлять машину сейчас или имеет смысл подождать?», – письмо с такими вопросами пришло к на электронную почту «Автобизнеса». Давайте разбираться.
К сожалению, читатель не конкретизировал, о каких автомобилях идет речь: новых или проходных подержанных. Поэтому поговорим об обеих категориях.
Новые авто: Суэцкий канал, болезнь Х и война за Тайвань
Безусловно, в истории белорусского автомобильного рынка было время, когда новые машины дешевели. Но сейчас перспектив такого развития событий нет. А вот факторов, способных повлечь за собой рост цен, просматривается немало.
Впрочем, белорусские автомобильные дилеры прогнозируют, что цены если и вырастут в течение 2024 года, то не более чем на 5% – такая информация была озвучена председателем Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой на прошедшей недавно пресс-конференции.
Но цены на новые авто во всем мире растут уже не первый год: COVID-19 и дефицит микрочипов уже успели повлиять на цифры в прайсах в сторону их увеличения. Далее последовал рост цен на энергоносители, который не могли не заметить европейские автопроизводители. Сейчас они столкнулись с перебоями поставок комплектующих из-за ситуации вокруг Суэцкого канала. Альтернативный маршрут в обход Африки – это «крендель» почти в 20 000 километров, безусловно, недешевый.
Все это в меньшей степени касается китайских автопроизводителей. Насколько нам известно, их продукция попадает в Беларусь по железной дороге, но, если отдельные грузоотправители, транспортирующие свои товары кораблями, переориентируют часть товаропотока на ЖД, доставка вполне может подорожать.
Впрочем, все это покажется мировому рынку детскими шалостями в случае начала военных действий между материковым Китаем и Тайванем, которые многие политологи и аналитики ожидают уже в этом году. И если армии Поднебесной не удастся решить свои вопросы быстро, это может стать настоящим шоком для многих сфер, ведь на Тайване производится более 60% от мирового объема полупроводников, а доля производства самых современных из них по некоторым оценкам превышает 90%. В общем, затягивание конфликта, если он случится, сулит не только удорожание автомобилей, но и их отсутствие в продаже вовсе. А ведь мир еще и начинают готовить к очередной пандемии таинственной болезни Х.
В случае если под новым автомобилем рассматривать одну из моделей Geely/BelGee – Emgrand, X50 или Atlas Pro – то немаловажный фактор – наличие льготного кредита. И пускай ставка около 8% годовых в течение трехлетнего грейс-периода – не такое «вкусное» предложение, как год назад, но все равно это очень выгодные условия. И сохранятся ли они спустя некоторое время – вопрос.
В общем, факторов, способных спровоцировать рост цен, достаточно. Во времена мировой турбулентности нельзя исключать и черных лебедей по Нассиму Талебу. Советов не даем, каждый должен взвешивать все за и против и принимать решения самостоятельно.
Проходная «бэушка»: логистические сложности
Возможное подорожание новых автомобилей способно потянуть за собой прицепом и проходную «бэушку» – все это мы уже видели во времена тех же кризиса микрочипов и COVID-19. Сложности в логистических цепочках также могут повлиять на увеличение итоговой стоимости. Сколь существенным окажется этот рост – зависит от направления, с которого пригоняется машина.
Проблемы Суэцкого канала не касаются доставки авто из стран Европы, а вот время от времени возникающие на польской стороне проблемы с пересечением границы, приводящие к ожиданию в несколько дней, теоретически способны сказаться на стоимости услуг перевозчиков. Впрочем, есть и обратная сторона медали в виде снизившегося спроса.
Иван Кузьмицкий, Wagen.by: «Предпосылок к росту цен на автомобили из Европы в текущем году пока не видно. Снижения мы не ждем и подавно. Да, спонтанно могут возникнуть какие-то факторы, но если все будет спокойно – цены останутся на прежнем уровне.
Хотя есть несколько моделей, например, Peugeot 3008 и 5008, которые в 2021 году вышли в рестайлинговых версиях и уже доступны для пригона. Многие захотят именно обновленные варианты, поэтому дорестайлинговые машины потенциально могут немного подешеветь.
Сейчас на рынке наблюдается затишье, ажиотажного спроса со стороны россиян нет, соответственно и перевозчики не загружены работой под завязку. Поэтому возникавшие перед новогодними праздниками очереди на стоимость доставки не повлияли. В дальнейшем она даже может снизиться».
Если не все, то многие компании, оказывающие услуги по покупке автомобилей в Азии – Китае и Корее – выстроили логистические цепочки с использованием железной дороги. Но, как уже говорилось, спрос на ее услуги может вырасти, что способно повлечь рост цен на доставку.
Юрий Буткевич, CAROMOTO: «Все, что плывет из Кореи морем, сейчас вынуждено огибать Африку, из-за чего сроки доставки растянулись до 50 дней, а стоимость выросла на 30%. Поэтому мы используем другой вариант: транспортировка по морю во Владивостока и оттуда уже по железной дороге. Весь этот путь преодолевается за 35 дней. Также прорабатываем еще один маршрут через Китай. Доставка автомобилей непосредственно из Китая осуществляется только по ЖД – это было быстрее и дешевле, чем кораблем еще до возникновения проблем с Суэцким каналом. Но действительно не исключен вариант удорожания услуг железной дороги, если другие грузоотправители переориентируются на нее».
Из-за океана машину по «железке» никак не привезешь – альтернатив морскому пути нет. Правда, автомобили с востока США плывут в Европу напрямую через Атлантику, а с западного побережья они доставляются через Панамский канал, хотя и путь через Суэцкий порой использовался. Но на американском направлении хватает других трудностей: проблемы с оплатой, перегруженные порты.
Вердикт
Как говорится, надейся на лучшее, но готовься к худшему. Предпосылок к снижению цен нет, поэтому надеемся, что стоимость автомобилей останется на текущем уровне. Ну а факторы, способные содействовать росту, мы описали выше и исключать их нельзя.