Монтажка в кузов и камни в стекло. Получилось ли добиться компенсации?
Недавно мы рассказывали историю читательницы Onliner Натальи: в лобовое стекло ее автомобиля прилетел камень из-под колеса другого транспорта. На стекле остался скол, и рассчитывать на компенсацию в этом случае очень непросто. Это же подтверждают и другие автомобилисты, оказавшиеся в подобной ситуации. Кто-то даже не пытается что-либо предпринимать, полагая, что от этого не будет пользы. Кто-то пробует, даже идет в суд. Что в итоге?
Монтажка из-под «Урала»
24 августа на трассе Р23 (Минск — Микашевичи) в переднюю часть Skoda нашего читателя прилетел длинный металлический предмет. Он пробил кузов и застрял в нем.
— Как оказалось, это монтажка. Вылетела она из-под колеса «Урала» и влетела в нашу машину, — рассказал корреспонденту Onlíner автор фото.
Нужно порадоваться, что такая штуковина не прилетела в стекло.
Юристы между тем говорят, что, с одной стороны, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 ГК). С другой стороны, обстоятельства каждого ДТП индивидуальны. И в любом случае необходимо установить лицо, ответственное за причинение вреда, и определить допущенные нарушения, которые привели к происшествию.
Также нужно помнить, что в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденном указом №530, содержится перечень страховых случаев, к которым относится «повреждение имущества в результате ДТП». Однако этим же Положением определены ситуации, которые страховыми случаями не признаются (п. 158 Положения). В частности, указано, что «не считаются страховыми случаями факты причинения вреда выброшенным из-под колеса предметом».
Понимая сложность задачи, автовладелец решил отказаться от попыток добиться компенсации.
— Бесполезно. Видео нет — и решения нет, — говорит он.
Камень в стекло
Еще один наш читатель несколько лет назад «поймал» камень в лобовое стекло. И тогда автомобилист решил идти до конца.
— Сам я из Бобруйска, работал тогда в Кировске, каждый день ездил туда и обратно на своей машине. Летом трассу ремонтировали с использованием нанотехнологий: заливали полотно битумом и засыпали сверху щебнем. Наверное, все это должны были уплотнять укатчиком, но по факту уплотнялось все колесами наших машин. Несколько раз я даже пытался объезжать такие участки по обочине, но выскакивали недовольные дорожники, которые загоняли машины обратно, на залитую свежим битумом дорогу, — рассказал корреспонденту Onlíner собеседник.
Наверное, все знают это ощущение, когда щебенка бьет по днищу, подкрылкам — неприятно.
— Был когда-то у меня Fiat, так после такого отрезка дороги вместо декоративных подкрылков (они там фирменные, сразу и брызговиками являются) остались одни лохмотья — все раздробило. Поэтому опыт есть, осторожничаю. И вот как-то раз, помню, догоняет меня фура, идет на обгон. Я вправо, ну куда от такого поезда скроешься: как сыпануло щебнем из-под колес! Открываю глаза, а стекло, как из пулемета, прошили: в четырех или пяти местах «звезды», — продолжает водитель.
Он старался действовать правильно. Остановился, вызвал ГАИ. Сотрудники все оформили и порекомендовали обращаться с претензией к дорожникам. Так он и поступил.
— Я выяснил, какое ДРСУ отвечает за дорогу, приехал к ним — так, мол, и так. Они поначалу даже вроде готовы были возместить — справка же из ГАИ есть, а в ней все четко прописано. Говорили, дескать, случается подобное на дороге. Но как услышали, что стекло с подогревом на мой Sharan 500 долларов по курсу стоит, сразу сдулись. Я понял, что все бесполезно, оставил заявление и пошел в суд, — говорит собеседник.
Было три заседания. Интересы дорожников, как отметил наш читатель, представлял некий опытный в этом деле специалист из Могилева.
— В общем, оказывается, я виноват в том, что раз камни вылетели из-под колес фуры, то мне, чтобы получить ущерб, нужно было эту фуру догнать и остановить. Потом показать водителю свое стекло, мол, гляди, что ты, гад, утворил. Я фуру не остановил, даже номеров не записал (они, кстати, не белорусские были), в общем, все кругом белые и пушистые, ну а я дурак дураком. Вызывали сотрудника ГАИ в суд. Он молодец: пришел, рассказал все как было. Но и он там свое получил от этого могилевского товарища: дескать, что вы за ГАИ, если фуру найти не можете — она же нарушила, а дорожники при чем — они ни при чем. И технология ремонта дорог камнями у них супер-пупер, ее даже россияне покупают, дескать, — продолжает наш читатель.
Услышал автомобилист и то, что камни на дороге лежали правильно, излишки, конечно же, вовремя убираются, просто ему не повезло — одного дня не хватило до такого подметания.
— Все мои доводы, включая предложение перекрывать одну полосу на это время для исключения подобных ситуаций (так ведь и в голову кому-нибудь камешек может прилететь), особо не учитывались. В общем, как я понял, я чуть ли не сам в себя эти камни бросил, а кругом все были правы, все было хорошо и безопасно. Судья огласил решение: дорожники не виноваты. Я, конечно, во всем этом сильно разочаровался. Ездил с битым стеклом еще года три, техосмотр не проходил, потому что как его пройдешь? Было это году в 2013—2014-м, а осадочек до сих пор остался, — говорит автомобилист.