Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Найдет ли Индиана свой ковчег в фортах Брестской крепости?

Завершается международный проект по созданию туристического веломаршрута, пишет «Вечерний Брест».

…Автомобиль сворачивает не туда, и мы немного плутаем. Зато имеем возможность увидеть остатки брукованки в деревне Козловичи, соединяющей форты. Несколько лет назад ее почти целиком закатали в асфальт, оставив лишь редкие пятна из выложенных больше ста лет назад камней. Дореволюционные дороги неожиданно встречаются местами в Бресте.

Всегда в Бресте был единственный значимый символ – Брестская крепость. Но теперь крепостные границы расширяются, благодаря исследованиям всего фортификационного наследия города. А это еще и две линии фортов, раскинутые по обе стороны государственной границы. Два атласа фортов, выпущенные Фондом развития Брестской крепости, содержат уникальные документы о планах и строительстве объектов. Проект «VeloFort», поддержанный Евросоюзом, о настоящем. О том, что это то наследие, которое нужно сохранить или хотя бы знать.

В пятницу в гостинице «Эрмитаж» завершится один из этапов проекта «VeloFort». Семинар реализуется при финансовой помощи Европейского союза, в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина 2014-2020». Студенты, творческая молодежь представят свои идеи по развитию фортов. Целую неделю слушатели в тесном общении с тьюторами – архитекторами, урбанистами – формировали свое видение судьбы масштабных военных сооружений. Работа велась по обе стороны Западного Буга: с польскими коллегами контактировали удаленно.

Пандемия и закрытые границы внесли свои коррективы, пока маршруты можно обкатывать лишь автономно – на белорусской и польской сторонах. Хотя изначально велись разговоры с велосипедными сообществами о том, чтобы сделать возможным пересечение границы на велосипедах по предварительному разрешению. От идеи не отказываются, она в планах. Разработано приложение «VeloFort» (пока для Android, впоследствии для IOS с подробным маршрутом, описанием объектов, фотографиями и музыкой фортов). Пока работает в тестовом режиме.

Во вторник участники семинара с экскурсией посетили несколько фортификационных объектов, которые вошли в туристический маршрут. Первый в списке форт А, входящий во вторую линию фортов, построенных накануне Первой мировой войны. Здесь проживает одна из крупнейших популяций редких видов летучих мышей – европейской широкоушки, территория форта считается заказником. Но численность мышей с каждым годом сокращается. В основном по причине вандализма.

Впрочем, цель экскурсии не заказник, а сам форт. Спустя столетие после постройки он изрядно зарос деревьями, а дорогу к центральной части можно осилить только с провожатыми. Несколько десятков метров, и перед нами открываются кадры из фильмов о заброшенных городах майя. Массивный бетон со следами от пуль, укутанный пылающими листьями девичьего винограда и покосившимися деревьями. Это моя версия. Но она созвучна с другими:

– О, место съемок «Индиана Джонс»! – восторгается молодежь, направляясь в жерло центрального входа подземелья.

Назад возвращаемся по сухому рву, а фильм из приключенческого становится артхаусом – «Лабиринт Фавна». По документам водный обвод должен был стать дополнительной защитой форта А, но, как и многие объекты второй линии, он остался недостроенным, а вода не была пущена.

…Следующая точка – промежуточная казарма Б-В в районе улицы Лейтенанта Рябцева. Сразу за частным сектором, посреди леса. И снова восторги студентов, которые, кажется, уже придумали, что с этим всем можно сделать.

– А что, если хотя бы расчистить и попытаться восстановить, как по первоначальным схемам? – спрашиваю представителей фонда.

– Идей было много. На одном форту, например, велосипедисты сделали велотрек. Мы сначала поддержали, но после они стали на месте существующего ландшафта создавать новые дорожки и препятствия. Поэтому на данном этапе ставится задача сохранить. И только после детальной проработки всех возможных концепций принимать какие-то решения.

Последним объектом в импровизированном маршруте значился форт З, бывшая городская свалка и хранилище химических отходов, большая драма фортификационного наследия. По степени сохранности – как форт А. Но из-за неправильно захороненных токсичных отходов исследовать форт непросто. А анализ почвы проводить никто не берется – дорого.

По возвращении участников ждали лекция и плотная работа в группах по сохранению фортового наследия, итоги которой презентуют в пятницу вечером. Можно долго заламывать руки по поводу того, что крепость разрушила древний город. Но, с другой стороны, она же сделала историю Бреста уникальной.

#брест #брестская_крепость #вело
Что ещё почитать:

В каком возрасте стоит навсегда отказаться от алкоголя? Мнение специалиста

В Бресте сотрудники ГАИ помогли бабушке донести сумки — видео

В Беларуси у ряда работников спортивной сферы вырастет зарплата

Оригинальные елки и новые инсталляции. Брест начали украшать к Новому году

Трагедия на М1: водитель легкового автомобиля погиб в столкновении с грузовиком...

«Решил её успокоить». В Бресте мужчина накинул на шею бывшей жене пакет

Можно ли заключить соглашение об уплате алиментов, если в браке с отцом ребенка...

В Минтруда определили расчетную норму рабочего времени на 2025 год