Названы машины, которые в Беларуси угоняют чаще всего
Начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере криминального автобизнеса ГУВД Мингорисполкома Тимофей Дорошевич рассказал в интервью агентству «Минск-Новости», какие автомобили больше всего привлекают злоумышленников.
В столице в 2021 году зарегистрировано 89 краж и угонов транспортных средств (в 2020-м — 81 случай), и все они были раскрыты.
По словам Тимофея Дорошевича, угон (то есть неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нём без цели хищения) чаще всего совершают в состоянии алкогольного опьянения. Возраст злоумышленников — от 14 лет. Берут покататься в основном старенькие «Жигули», Volkswagen, Peugeot, Renault, Audi, выпущенные до 1990-х годов, без чип-ключей, не оборудованные заводской сигнализацией. Преступники используют простой старый способ запуска двигателя: соединили два провода — и поехали.
К концу 1990-х — началу 2000-х автопроизводители начали оборудовать машины заводскими чип-ключами, и такие модели с помощью одних проводов уже не заведёшь. Воры стали применять специальное оборудование.
Что касается квалифицированных краж (случаев, когда преступник желает получить прибыль от продажи чужого авто либо решил разобрать машину на запчасти для реализации), то в Минске их сегодня практически нет, отмечает собеседник издания.
— Хотя ещё в памяти 2018—2019 годы, когда серийно угоняли «Тойоты» и «Лексусы». Самой дорогой оказалась Toyota Land Cruiser за 120 тыс. долларов в эквиваленте. Как показывает практика, стоимость похищенного автомобиля без документов составляет 30% от рыночной стоимости. Поэтому профессиональные угонщики дешёвые машины не крадут. За тот же Land Cruiser, если бы его удалось продать, не заморачиваясь перебивкой номеров и изготовлением поддельных документов, преступники взяли бы около 40 тыс. долларов — сумма приличная.
В основном дорогие машины переправляют в Россию или Казахстан. Так, в Казахстане злоумышленники умудрились оформить регистрационные документы на две Mazda, похищенные в Беларуси, чтобы переправить на родину. Краденые машины при въезде преступников в нашу страну находились в рефрижераторе. На первом же посту дорожного контроля проверяющие усомнились в правильности перевозки груза. Доставили рефрижератор на таможню, и там уже вскрылось злодеяние.
Как правило, хищения происходят ночью в плохо освещённых местах. Преступники одеваются во всё темное, лица стараются прикрывать натянутыми на голову капюшонами. Готовятся заранее: проводят рекогносцировку района, оценивают, как и где стоит машина, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения, продумывают план движения, чтобы не попасться экипажу ГАИ.
— Бывают случаи, когда хозяева оставляют автомобили незапертыми либо забывают ключи в салоне, — обращает внимание Тимофей Дорошевич. — В прошлом году в Минске было несколько таких случаев, в частности в Ленинском и Октябрьском районах. Один такой воришка ходил по дворовым территориям на ул. Кирова и Володарского, смотрел, какие автомобили не заперты. Дёргал ручки, открывал машины, заводил и уезжал либо похищал материальные ценности. Так, женщина оставила на сиденье сумочку, а в ней — ключ от замка зажигания. Даме повезло, что на выезде со двора был установлен шлагбаум. Незадачливый водитель покружил по площадке, припарковался, закрыл машину и ушёл, прихватив с собой ключ. Был и другой случай. Минчанин оставил на стоянке Toyota Land Cruiser 200, а наутро пришёл и обнаружил, что машина стоит не вдоль, а поперёк дороги. К тому же у нее разбито заднее стекло. Преступники завели авто, но уехать не смогли. Проехав несколько метров, машина остановилась и дальше отказывалась заводиться — сработал секретный иммобилайзер. На его поиск и разблокировку злоумышленники не стали тратить время и скрылись. Так что собственнику повезло, что всё так закончилось. Поэтому так важно оставлять автомобили на охраняемых стоянках, где есть камеры видеонаблюдения.
Начальник отдела подчеркнул: хорошая профилактика против угонов и краж — установка охранных систем. Та же GPS-сигнализация с трекером может стать серьёзным препятствием на пути преступников.