Объезжать или врезаться? Как вести себя, когда на дороге перед автомобилем дикое животное
Утром на трассе М6 возле Обухово легковушка врезалась в косулю. Животное пало. Наши читатели сообщают о подобных ситуациях по несколько раз в неделю. В связи с этим возникает закономерный вопрос: "А что делать, когда перед машиной появился кабан, олень или лось?". АвтоГродно посмотрел, что на это счет советует эксперт из Гродно, а также специалист из польского города Миньск-Мазовецки.
Сначала приведем цитаты польского специалиста Даниэля Галужки из управления пожарной службы в небольшом городке Миньск-Мазовецки. Городок находится вблизи Варшавы, в сторону Бреста.
К слову, в Польше проблема с дикими животными на дороге стоит не менее остро, чем в Беларуси. Тем более, что из-за перехода на зимнее время, в Польше теперь темнеет на 2 часа раньше, чем в Беларуси.
Взгляд польского спасателя
Наезд на кабана, оленя или лису обычно приводит только к повреждению автомобиля, без ущерба для здоровья водителя и пассажиров. Даниэль Галужка говорит, что на ДТП с такими животными их пожарную службу почти не вызывают, спасать людей не нужно.
- Если пытаться уклониться от кабана или оленя, то можно потерять управления и удариться о дерево, либо устроить лобовую аварию. Я знаю, что уклониться - это рефлекс. Но если вы заметили выбегающего на дорогу оленя, лучше тормозить и ехать прямо , даже столкнуться с ним, чем любой ценой пытаться избежать наезда, - предупреждает пожарный.
Когда на дороге лось - все намного хуже.
Лось, это относительно глупое животное, по сравнению с оленем или кабаном, которые за мгновенье перебегают дорогу. Лось может стоять, даже если ему сигналить. Если обычно косуля весит до 35 кг, кабан до 100 кг, олень до 200 кг, то лось может весить 500 и даже 700 кг.
- Худшее, что может случиться, это столкновение с лосем на невысокой скорости, когда легковая машина сбивает сразу 4 ноги лося. Таким образом его тело приземляется на ветровое стекло или крышу легковушки. Лучше всего попытаться избежать наезда на лося, либо хотя бы ударить его по передним или задним лапам, тогда он не упадет во внутрь. Я знаю, что никто не будет ускоряться перед опасностью, потому что на уровне рефлекса водитель будет тормозить, но часто столкновение с лосем на высокой скорости заканчивается для пассажиров лучше, чем на низкой, потому что тогда лось может перелететь над крышей автомобиля. Конечно, речь идет о низкой легковой машине, потому что с автобусом или внедорожником все будет по-другому. Для высоких автомобилей лучше избегать удара и тормозить, - рассуждает спасатель.
Также спасатель рекомендует как можно чаще пользоваться дальним светом фар. Чтобы как можно заранее определить дикое животное на дороге.
Что говорит эксперт из Гродно?
Своими идеями о том, как действовать при опасности ДТП с диким животным, в 2016 году делился начальник отдела технических экспертиз Гродненского облуправления Госкомитета судебных экспертиз Павел Николаевич, являющийся также преподавателем городских курсов контраварийного вождения. Если кратко, то гродненский эксперт рекомендует не маневрировать, а тормозить, когда на дороге мелкое животное (кабан, косуля). Если на дороге лось, то эксперт не берется давать смелую рекомендацию, о том, что лося нужно объезжать. Говорит, что этот сложный маневр большая часть водителей не может выполнить без потери управления. Но и столкновение с лосем может быть фатальным.
Далее приводим слова эксперта:
Из-за значительной массы туши последствия удара с лосем, как правило, весьма тяжелые. Водитель получает порцию мелких осколков стекла, летящих на руки, лицо, глаза, а также удар по телу деформированными деталями кузова и тушей животного, проломившего хрупкое лобовое стекло, лишается возможности управлять автомобилем.
- Последствия наезда на невысоких животных, таких как кабан, лиса, заяц, собака, кошка, курица, несоизмеримо легче. Забрасывания на капот, как правило, не происходит, повреждения получает только транспортное средство. Однако, как показывает практика, наезд на мелкое животное не исключает и травмирования водителя с пассажирами. Происходит это, когда водитель с целью избежания ДТП совершает наезд на иное препятствие (столбы, деревья), сталкивается с другим транспортным средством, съезжает в кювет и опрокидывается, - говорил Павел Николаевич.
В подобных дорожно-транспортных ситуациях перед водителем стоит дилемма: тормозить или маневрировать? Рассмотрим данный вопрос с юридической и технической точки зрения.
С юридической точки зрения из Правил дорожного движения вытекает, что животное на проезжей части является препятствием для дорожного движения, то есть объектом, находящимся на пути участника дорожного движения и вынуждающим его снизить скорость, совершить объезд или остановиться (п. 2.53 ПДД). Согласно требованиям п. 87.2 Правил при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.
С технической точки зрения экстренное торможение является способом предотвращения ДТП, простым по технике исполнения и потому доступным водителю любой квалификации, с любым стажем вождения, на любом транспортном средстве (кроме, пожалуй, двухколесных и потому менее устойчивых). Алгоритм действия прост: возникла опасность или препятствие для движения, при этом расстояние до него небольшое и времени в обрез — резко нажал на педаль тормоза и останавливайся. Опасность может подстерегать водителя при наличии неисправностей в ходовой части и тормозной системе автомобиля, а также при отсутствии (или неисправности) АБС, главным достоинством которой в такой ситуации является сохранение устойчивости и управляемости транспортного средства.
Маневрирование с торможением или без гораздо более сложный и потому более опасный способ предотвращения ДТП. Сложность маневра в том, что водителю предстоит четырежды поворачивать рулевое колесо в условиях дефицита времени и расстояния. Сначала для выезда и движения по соседней полосе движения, затем для возврата и дальнейшего движения по «своей» полосе движения. Автомобиль четырежды подвергается разбалансировке, и потому при возврате на «свою» полосу движения может возникнуть занос задней оси, к которому водитель, только избежавший наезда на животное и потому находящийся в стрессовом состоянии, совершенно не готов. Именно эта стадия маневра и представляет собой высокую опасность.
Опыт многочисленных школ по контраварийному вождению показывает, что без предварительной тренировки экстренный объезд внезапно возникшего препятствия (или «лосиный тест», как называют такой маневр в Скандинавии) не под силу большинству среднестатистических водителей.
Зато существует вероятность, что за время торможения животное успеет перебежать полосу движения автомобиля, и он в режиме торможения проедет позади животного.