Один дом — один председатель. Грядут новшества по ТС и ЖСПК
В Беларуси планируют откорректировать законы, регулирующие управление общим имуществом совместного домовладения. Проект отдельного закона на этот счет опубликован на Национальном правовом портале. Там же стартовало общественное обсуждение, оно уже вызвало широкий отклик. Посмотрели, что может измениться и какие вопросы возникли у пользователей правового форума.
Фото Onliner (иллюстративное)
Что обсуждают?
Итак, на общественное обсуждение вынесли проект закона, который называется так: «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации». Почитать документ можно здесь. Он может внести корректировки в Жилищный кодекс и Закон №405-3 «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» от 16 июля 2008 года.
Известно, что депутаты в первом чтении уже приняли законопроект, несмотря на это, Палата представителей Национального собрания вынесла его на общественное обсуждение.
Обсуждение началось 22 сентября и продлится по 2 октября 2023 года.
Что может измениться? Основные моменты
В документе немало моментов, которые могут сильно изменить жизнь товариществ, ЖСПК и других организаций собственников.
Например, усилится ответственность председателей правлений за несоблюдение законов по управлению общим имуществом совместного домовладения, за невыполнение требований местных властей, изменятся подходы к аккумулированию взносов на капремонт.
Выделим несколько изменений.
Так, если сейчас жилищные кооперативы могут заниматься как одним, так и несколькими жилыми домами, то в будущем собираются сделать иначе. Судя по новым формулировкам, одна организация собственников сможет работать лишь с одним многоквартирным жилым домом.
Кроме того, председатель одновременно сможет работать только в одном товариществе или ЖСПК.
«Гражданин может занимать должность председателя правления организации собственников в одной организации собственников», — отмечается в документе.
Отчисления на капремонт нужно будет переводить каждый месяц на специальные счета исполкомов (а не, например, на расчетный счет в банке, заведенный товариществом собственников, как сейчас).
У местных исполкомов станет больше возможностей для назначения своего уполномоченного лица. Например, если жители не избрали в определенные сроки председателя правления, если в совместном домовладении должным образом не обеспечивается сохранность общего имущества, если есть решение о необходимости аннулирования свидетельства о профессиональной аттестации для председателя. Кроме того, права самих уполномоченных лиц расширятся.
Прописаны случаи, когда исполком может ликвидировать товарищество или ЖСПК без права повторного создания такой организации (например, если в доме за несколько месяцев не избрали председателя после назначения уполномоченного лица).
Законодатели рассчитывают, что принятие этого проекта поспособствует «единообразному применению норм жилищного законодательства и обеспечению системного правового регулирования отношений по управлению общим имуществом совместного домовладения», отмечается на правовом портале.
Какие подводные камни видят жители и что предлагают взамен?
Белорусы могут оставлять свои замечания и предложения, и люди уже активно откликнулись. За несколько дней в специальной теме на правовом форуме набралось больше 200 комментариев.
Пожалуй, больше всего откликов вызвала формула «один председатель — один дом».
Люди считают, что возникнет много ситуаций, когда собственники небольших многоэтажек просто не смогут потянуть достойную оплату труда председателя, если у него не будет других объектов заботы.
«В случае введения нормы <...> мы, как собственники квартир в небольшом доме, не сможем конкурировать по зарплате председателю с домами, в которых 300 и более квартир. Что в конечном счете приведет к ликвидации ТС — и нашим общим имуществом, вразрез нашему желанию, будет управлять ЖКХ», — пишет один из жителей.
Отзываются и сами председатели правлений. Например, вот:
«Являясь председателем правления в нескольких товариществах собственников, осуществляю эту деятельность в качестве основной занятости, нигде больше не работаю и не подрабатываю. У меня есть все необходимые обучения по управлению общим имуществом, государственная аттестация как председателя правления и согласования на свои ТС. Не имею жалоб со стороны жильцов моих ТС. Взаимодействую со структурами города и администрацией, нареканий на меня нет. Считаю, что такие ограничения, как одно ТС, нарушают мои конституционные права на труд и возможность достойно жить и содержать свою семью. Одно ТС, каким бы оно ни было, не способно обеспечить достойной оплатой труда таких председателей, как я, для которых эта работа является основной».
Впрочем, некоторые признают, что «слишком много домов» в управлении одного человека порой и правда бывают проблемными, но можно установить условно разумные нормы.
«Работаю председателем ЖПК 31 год, с начала организации кооператива. Почему, не нарушая законодательство о труде, я не могу работать еще в одном? Аттестация, проводимая Министерством ЖКХ, все расставила на свои места, среди председателей не осталось случайных, непрофессиональных людей. Думаю, во власти исполкомов проконтролировать, в скольких ТС и ЖПК работает председатель и какова суммарная продолжительность его работы. Да, если председатель одновременно числится в пяти-шести ТС, то понятно, что он номинальная величина, так как не может человек работать суммарно 30 часов в сутки».
Еще один комментатор видит выход, который может немного упростить ситуацию:
«Считаю, это можно принимать, только если данный гражданин (председатель правления. — Прим. Onlíner) имеет основную работу. Председатель правления, который профессионально занимается только управлением недвижимым имуществом, и это его основная работа, — может работать в нескольких ТС».
Также многих взбудоражило предложение ограничить организации собственников одним домом.
«Для чего нужно ликвидировать ТС, в состав которых входит несколько домов, если все дома это устраивает? Заменить на норму: если 2/3 собственников одного дома приняли решение о создании своего ТС, то они выходят из состава многодомного ТС, — рассуждает один из жителей. — Кто-то прекрасно живет в одном ТС несколькими домами, кто-то живет плохо. Нужно оставить людям право выбора. В противном случае будет огромное количество недовольных собственников».
Есть голоса, которые просят исключить норму о назначении уполномоченного лица (или председателя) еще на стадии строительства жилого дома:
«На стадии строительства и до ввода дома в эксплуатацию общего имущества нет, управлять некем и обслуживать нечего. Уполномоченное лицо в течении двух месяцев не сможет осуществлять свои функции, указанные в п. 1 ст. 154. На стадии строительства собственников еще нет. Они появятся только после ввода дома в эксплуатацию. Считаю назначение уполномоченного лица на „стройку“ недопустимым!»
Есть также отзывы собственников, недовольных своими товариществами и отношением председателей к работе, содержанию домов. По их мнению, что-то менять действительно нужно. Однако очень многие комментаторы задаются вопросами из разряда: при изменениях «зачем ломать то, что уже хорошо работает?».