Одни не видят – другие не понимают: как случаются ДТП с велосипедистами
С наступлением тепла на тротуары, улицы и дороги массово выехали велосипедисты и пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ). Вспомним типичные опасные ситуации и старые происшествия, чтобы понять, как их избегать в своей практике, пишет Автобизнес.
Типично городская история
Пути автомобилиста и велосипедиста либо пользователя СИМ неизбежно пересекаются на пешеходных переходах и велосипедных переездах. Казалось бы, все просто: водитель автомобиля должен уступить, и конфликта не будет. Но часто стремительный пострадавший появляется совершенно внезапно для водителя.
Вот самый свежий пример – случай в Минске в апреле. Кажется, что юный велосипедист выскочил ниоткуда, но на самом деле это не совсем так.
«Велосипедист был виден еще метров за 100 до подъезда к пересечению. Судя по записи, водитель был слишком увлечен тем, куда ехать, а на какое-то время мальчик оказался скрыт за конструкцией подземного перехода. Далее уже при повороте водитель немного снизил скорость, но продолжал движение – велосипедиста он не видел, значит, недостаточно внимательно посмотрел по сторонам. Ну а то, что велосипедист ехал, особо не оценивая ситуацию, так на то он и ребенок. К тому же по ПДД он имел преимущество, ехал на зеленый свет, причем по велосипедному переезду», – комментирует видео инструктор по вождению Юрий.
Теперь дадим слово опытному велосипедисту. «На проспекте Дзержинского несколько подобных мест. Их объединяет то, что рядом с самим пересечением располагаются массивные будки подземных переходов. Они очень хорошо скрывают велосипедистов от автомобилистов и наоборот, – объясняет Павел. – Когда подкатываешь к велопереезду, едущие по проспекту автомобили не видны практически до самого последнего момента. Опытный (внимательный, осторожный) велосипедист это учитывает, снизит скорость и будет внимательно смотреть во все стороны. Но так поступают не все, так что подобные случаи неизбежно будут повторяться».
Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников обращает внимание на то, что водители часто не видят пешеходов, велосипедистов и СИМ-щиков до самого последнего момента, ограничиваясь взглядом на небольшое расстояние непосредственно перед автомобилем, поэтому для них появление велосипедиста или пешехода, который бежит, оказывается полной неожиданностью.
«Два основных правила, которые надо выполнять при проезде пешеходного перехода, это, во-первых, снижать скорость, во-вторых, ПДД требуют предоставить преимущество пешеходам и велосипедистам, но для этого мы должны найти их. Очень часто мы можем не видеть их, потому что обзорность ограничивают припаркованные машины, здания, другие объекты. Но мы должны их искать», – говорит Сергей Олегович.
«При выполнении поворота пешеходов и велосипедистов можно также не заметить из-за того, что обзор ограничивают стойки крыши автомобиля, или же потому, что водители недостаточно хорошо смотрят по сторонам, ограничиваясь лишь взглядом через лобовое стекло. А этого может быть недостаточно, надо смотреть и через боковые стекла, увеличивая угол обзора. Также нужно контролировать ту часть тротуара или велодорожки, которая ведет к переходу».
Опасность таит и выезд из дворовых территорий через арку: для водителя обзор максимально ограничен, его угол расширяется по мере того, как автомобиль выезжает из арки. Здесь даже с пешеходами возможны опасные ситуации, а с куда более быстрыми велосипедистами и пользователями СИМ – тем более.
«Тут, грубо говоря, надо выезжать по метру, с небольшими остановками. В идеале – ставить человека, который проконтролирует ситуацию. Но все мы прекрасно понимаем, что так никто не делает, а специальные зеркала на выезде устанавливают редко. Тогда – крайне осторожно, на минимальной скорости или даже с небольшими остановками. На некоторых автомобилях фронтальная камера имеет очень широкий угол, и это также может быть подспорьем», – предлагает варианты действия для водителя Сергей Овчинников.
Также он обращает внимание на сами дворы: «Скоро лето, каникулы, дети будут не только выбегать, но и выезжать на велосипедах, самокатах. Поэтому в жилых зонах надо быть особенно осторожными: машины закрывают обзор, а пешеходы чувствуют себя на своей территории и не проявляют осторожности».
«Крутя педали или разгоняя электросамокат, надо понимать, что тебя никто не видит: ни пешеходы, ни водители автомобилей. Будь готов к тому, что никто не будет расступаться перед тобой или притормаживать, уступая дорогу, ты для всех появляешься в последний момент. И да, ты сам не видишь машины, людей и своих «коллег» за углами домов и массивными конструкциями. А раз так, включай голову при выборе скорости и маневрировании», – советует Павел.
За городом
Это в крупных населенных пунктах велосипед для многих развлечение, а за их пределами – вполне себе транспорт, на котором двигаются в том числе и по дорогам, потому что по гравийным обочинам неудобно, порой тоже опасно, а пешеходные или велосипедные дорожки есть далеко не везде. Так что велосипед на проезжей части за городом вполне себе реальная ситуация, причем в любое время года и в любое время суток.
«Я бы сам не ожидал, что посреди ночи без света едут два велосипедиста, причем параллельно, а не друг за другом, прижавшись к обочине. С точки зрения водителя, которого к тому же слепили фары встречной машины, я вообще не знаю, что можно было бы предпринять: встречная машина слепит, велосипеды не обозначены и не видны», – честно признается инструктор Юрий.
Заметим, что согласно п.87.1 ПДД «в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги скорость движения должна позволять водителю остановить транспортное средство в пределах видимости дороги в направлении движения». Про это правило многие водители забывают, и напрасно, ведь в случае ДТП этот пункт будет играть против их позиции «было ограничение «90».
«На темной дороге пешеход, велосипедист или пользователь СИМ рискует в принципе. Но если он движется без света, светоотражающих элементов, не смещается на обочину или хотя бы максимально близко к краю проезжей части при приближении автомобиля, он увеличивает риски в еще большей степени», – замечает Павел.
Он признает, что по молодости часто ездил по дорогам и днем, и ночью, сейчас же на проезжую часть выезжает при крайней необходимости, а в темное время использует мощные фонари. «Иногда и желтый жилет со световозвращающими полосками надеваю!»
Но даже в ясный день, когда тот же велосипедист виден издалека, ДТП может случиться из-за действий одного или нескольких участников дорожного движения. Вот, например, случай, который произошел несколько лет назад под Мозырем.
Снова просим прокомментировать эту ситуацию нашего инструктора по вождению.
«Я такую картину наблюдаю очень часто: в деревнях на велосипедах ездят зимой и летом, там у них это часто единственный вид транспорта. Поэтому ездят по своим каким-то выдуманным правилам. И велосипеды обычно простенькие, с одной передачей, которая не всегда позволяет ехать в ту же горку, вот они и виляют.
Если я вижу на периферии велосипедиста, в населенном пункте или на загородной дороге, сбрасываю скорость и делаю короткий двойной сигнал «фа-фа» – именно так, чтобы заранее предупредить и не испугать. Если встречных машин нет, могу сместиться влево, чтобы был запас по боковому интервалу.
Ну а в данном случае на велосипеде еще и ребенок. Да, посмотрел назад, но сделал это после того, как руль повернул. А водитель вообще неадекват какой-то – ехать в населенном пункте с ограничением «40» со скоростью 100 километров в час! Тут, как говорится, все понятно», – говорит Юрий.
Так что хорошо видимый велосипедист, двигающийся по проезжей части или рядом с ней, – это все равно фактор риска, который необходимо учитывать при выборе скорости и бокового расстояния при объезде. Тем более что он может потерять управление и упасть прямо на дорогу.
Вердикт
Повторимся: пути велосипедистов, пользователей СИМ и водителей автомобильного транспорта неизбежно пересекаются, и эти точки – потенциальные места аварийных ситуаций, особенно когда видимость или обзор ограничены. Первые должны понимать, что их видят не всегда, часто замечают в самый последний момент. Ну а водители должны проявлять максимальную бдительность при проезде переходов, причем в случае с поворотом направо/налево ситуацию можно отслеживать заранее.
ДТП может случиться и тогда, когда велосипед или СИМ движется по проезжей части (например, на загородной трассе), даже когда проблем с обзором и видимостью нет. И тем более тогда, когда такие проблемы имеются. А раз так, следует проявлять осторожность при появлении такого участника дорожного движения и ожидать его возможное присутствие, когда дорога впереди по тем или иным причинам плохо просматривается.