Окупаемость всего 59%. Сколько должен стоить талончик в автобусе?
Пассажирские перевозки — одна из тех отраслей, по которым больно ударила пандемия.
Насколько окупаются городские перевозки и сколько реально должен стоить проезд в автобусе?
Рассмотрим на примере Бобруйска. Директор Бобруйского автобусного парка №2 В. В. Стельмак дал интервью «Коммерческому курьеру».
— Можно ли выделить самые прибыльные и убыточные городские маршруты?
— Они все убыточные в той или иной степени. Возмещение затрат за счет собственных доходов по городским перевозкам — 70 процентов. А 30 процентов должно возмещать государство, то есть заказчик перевозок. Но по городским перевозкам нам компенсируют только 19 процентов затрат, по пригородным и того меньше — 17. Все остальное ложится на наши убытки. При этом могу сказать, что окупаемость у нас еще на приемлемом уровне. Выше только в Барановичах — 84 процента. Но там почти нет маршруток. В Могилеве — 63, в Гродно — 59, в Гомеле — 66 процентов.
— В таком случае сколько должен стоить талончик, чтобы хотя бы выйти в ноль?
— По нашим расчетам, себестоимость одной поездки составляет 1 рубль 20 копеек. Все ведь дорожает: и топливо, и запчасти — а они почти все импортные, и шины. За месяц белшиновское колесо подорожало на 27 рублей.
— В минувшие годы активно обновлялся подвижной состав. Сейчас же новых автобусов не видно. Есть планы по приобретению новой техники?
— Автобусы мы покупали в том числе и за собственные средства, заработанные на рейсах в Москву или в Украину. Сейчас все закрыто, зарабатывать не на чем. А подвижной состав амортизирован на 97 процентов. Некоторые автобусы накатали по миллиону и более километров. Надеемся, что в ближайшее время в лизинг получим 12 автобусов МАЗ 203. Пока у нас только одна такая машина.