Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

От Дрогичина до Владивостока. Как парень из глубинки стал востребованным специалистом во всем СССР

В юности Сергей Яковлевич Колосей служил на Балтийском флоте. На его корабль поднимались известнейшие люди того времени – Никита Хрущев и Юрий Гагарин. После демобилизации наш земляк стал опытнейшим, исключительным профессионалом в энергетике. Это позволило ему побывать во многих странах: Украине, Казахстане, Грузии, Узбекистане, Армении, Молдове и даже в крайней точке России – Владивостоке, пишет «ДВ»

«Сказали заранее: Гагарина фотографировать нельзя»

Родился Сергей Яковлевич в деревне Кремно в 1938 году. Среди восьмерых детей был самым младшим. В 19 лет был призван в армию. Наш земляк хотел служить именно на подводной лодке.

– Матросов выше 1 м 70 см на подводные судна не брали, в советское время лодки были очень скромные, теснота сплошная. У меня были идеальные параметры: рост 1 м 66 см, вес 66 кг. Но в Ленинграде почему-то «забраковали», так и не узнал, почему. И послали на один из самых современных в то время кораблей – эскадренный миноносец «Справедливый». На корабль брали матросов только из Беларуси, России, Украины. Если из других республик – то со средним специальным образованием. Корабль новейший, 126 метров длиною, с очень точным серьезным оборудованием. Много уделяли внимания обучению: в учебном отряде занимались больше 9 месяцев, вместо обычных 2–3, – вспоминает Сергей Яковлевич.

С.Я. Колосей служил на корабле трюмным машинистом. Это уважаемый специалист, ведь в его обязанности входит обслуживание всех систем судна: водоотливных, осушительных, пожарных и других. «Весь корабль надо было знать наизусть», признается Сергей Яковлевич.

– Вся служба, вся молодость прошли в Кронштадте. Чтобы туда попасть, надо иметь пропуск. В Кронштадте был Базовый матросский клуб (сейчас Морской собор святителя Николая Чудотворца) – 1001 комната – туда водили нас строем на просмотр кинофильмов, концерты, бесплатно, – рассказывает С.Я. Колосей.

На самом современном на то время корабле бывали первые лица государства. Дважды на судне был Никита Хрущев (1960 г.), – в компании премьеров Индии, Непала и Чехословакии. Видел Колосей и Гагарина.

– Сказали заранее: ничего фотографировать не разрешается. 1 мая был парад, во время него корабли стояли на Неве, и Гагарин поднялся на каждый. Он из космоса вернулся 12 апреля 1961 г., а 1 мая был уже на параде, – отмечает Сергей Яковлевич.

Когда разразился Карибский кризис, экипаж С.Я. Колосея планировали отправить на Кубу. «Мы спали не раздеваясь 2 суток, машины были прогреты, котлы работали. Кто вместо нас пошел, не знаю», – вспоминает наш земляк.

Сергей Яковлевич уволился в запас в 1962 году, прослужив на флоте 4,5 года. Сразу после службы получил специальное образование и всю жизнь проработал в энергетике.

«Ты кто такой? – Я – министр!»

– Я турбинист по специальности, работал на электростанциях и не только. Был в Гомеле, Белоозерске, во Владивостоке, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Молдове. Около 50 лет прожил в Киеве, в Украине – мне нравилось там, – рассказывает С.Я. Колосей.

Часто, как вспоминает мой герой, ему поручали сложные задания, за которые обычные специалисты даже не брались. Сергей Яковлевич погружался в работу с головой и проводил за ней практически все время.

– В 1995 году меня пригласили из Киева в Гомель: там произошла большая авария – на ТЭЦ полгода простаивала турбина. Командировка была рассчитана на 45 суток – я справился за 23. Мне тогда хорошо заплатили, предлагали остаться на работу, – приводит один из примеров Сергей Яковлевич.

Профессия С.Я. Колосея востребована, а большие знания и солидный опыт специалиста – тем более.

– Я менял место работы, потому что понял, что на голову выше всех. Приезжаю на новый объект и говорю: «Если у меня зарплата не будет такая-то, то я положу заявление». Главный инженер отвечает: «Все будет в порядке». У меня всегда была хорошая зарплата. В «Аргументах и фактах» писали, что в 1980 году простой инженер получал 120–140 рублей, а я – 205 рублей, – говорит наш земляк.

Там, где возводили электростанцию, сразу рядом строили и город, отмечает Сергей Яковлевич. Все специалисты получали свое жилье, многие люди ради него приезжали туда на работу.

– Меня повсюду, куда я ни приезжал работать, просили остаться. Я во Владивостоке в 70-м году был по приглашению, погнался за длинным рублем. Когда написал заявление на увольнение, главный инженер предлагал жилье, командировку, чтобы я перевез семью, – лишь бы остался. Работал во многих местах, а возвращался всегда в Киев – в советское время там было лучше всего жить, – рассказывает Сергей Яковлевич.

С.Я. Колосей работал на ответственных объектах и был знаком со многими руководителями в своей отрасли, даже с министрами.

– Больше 2 лет работал на Славянской экспериментальной электростанции в поселке Николаевка. В какой-то из газет читал, таких в Европе больше нет. Во время одного из моих дежурств по турбине пришел проверяющий. Он: Ты кто такой? – Я: Ты кто такой? – Я – министр. – А я слесарь Колосей, дежурный. – Вот будем знакомы, – вспоминает случай наш земляк.

«Я был связан с секретной частью»

Сергей Яковлевич ездил по всему Советскому Союзу, а вот за границей побывать ему так и не удалось.

– Если бы я не был связан с секретной частью, так как подменял писаря штаба во время службы на флоте, то еще и за границей был бы регулярно. Мои друзья ездили в Ирак, Грецию, Бангладеш, Сирию, Финляндию, на Кубу. Куда закупали турбину – туда просили бригаду для монтажа, обучения. Меня никуда не пустили из-за того, что имел допуск высокой формы, – поясняет С.Я. Колосей.

На Чернобыльской атомной электростанции наш земляк тоже был, правда, не по работе, а на своеобразной экскурсии.

– Когда Чернобыльская электростанция монтировалась, там было много моих знакомых. Они мне все показали, я даже забирался в реактор. Посмотрел, все что меня интересовало, и сказал, что меня она ничем не прельщает. В советское время, еще до аварии, я в командировку 2 раза приезжал именно в сам город Припять. На атомной станции больше не был, пытались туда отправить, но я ни в какую не захотел, – рассказывает Сергей Яковлевич.

К слову, сын Колосея стал специалистом в атомной энергетике и живет в России.

Наш земляк работал не только на электростанциях, но и на предприятиях и заводах, руководил бригадами. Например, был бригадиром на заводе «Арсенал» в Киеве, действовавшем еще с царских времен. Также С.Я. Колосей вместе с другими компаньонами создал организацию по обслуживанию колхозов.

– У нас было все налажено. Обслуживали всю Киевскую область. Когда стали на ноги – каждой бригаде машины купили, летучки специально оборудованные. Поделили между собой районы. Неделю в командировке: из колхоза в колхоз. Я с такой бригадой завоевал авторитет. Из командировки всегда и мед, и масло, и сало, и картошку привозил, – вспоминает Сергей Яковлевич.

В начале лета С.Я. Колосею исполнится 84 года. На родину, в Дрогичин, он вернулся пару лет назад. В Киеве умерли спутница жизни, друзья. А здесь есть родственники-опекуны, которые присматривают и ухаживают за пенсионером.

– Когда родители были живы, я часто приезжал. Отец мой был знаменитый кузнец, очень большой спец. Я в него пошел: могу посмотреть на механизм и он мне понятен, – делится С.Я. Колосей. – Еще 2 года назад снился Киев, моя работа, турбины. Вы представляете, какая турбина: 35 метров длиною – махина. И я ее знаю наизусть.

Фото: из личного архива Сергея Колосея
#брестская_область #дрогичин #колосей #моряк
Что ещё почитать:

В Бресте обустроен островок безопасности на ул. Красногвардейской

Что ждёт должников по коммуналке

Узнайте свой биологический возраст: сколько простоите на одной ноге?

Мотоциклист отказался от прохождения медосвидетельствования. Мужчину судили, и о...

Брестская таможня, крупнейшая в стране, празднует сегодня свое 85-летие

Водитель насмерть сбил коллегу, который вышел на дорогу из-за стоявшего автомоби...

Что удалось поймать на водоемах Барановичского региона, рассказал рыбак

Лишение права управления на 12 месяцев и штраф 12 базовых. Вот что сделал водите...