От задумки до патента. Брестские школьники собрали инновационный твердотопливный котел
В средней школе №20 Бреста имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева в начале этого учебного года создали инженерный класс. Юноши и девушки углубленно изучают физику и математику, под шефством УП "Брестоблгаз" и Брестского государственного технического университета погружаются в возможную будущую профессию. Такое сотрудничество уже приносит свои плоды. Один из примеров - бытовой твердотопливный пиролизный котел, проект которого разработали школьники и заявили о себе на всю республику. Корреспонденты БЕЛТА оценили работу юных изобретателей.
"Брестоблгаз" одним из первых в Беларуси инициировал создание инженерных классов. Предприятие долгое время тесно сотрудничало с БрГТУ. "Подумали, почему бы в эти отношения не включить школу. В 2022 году идею воплотили. Была подписана дорожная карта с участием нашего предприятия, университета, гимназии №2 и школы №20. На базе двадцатой школы тогда создали первую группу, а в нынешнем учебном году созданы полноценные инженерные классы. Видим для себя несколько направлений: ориентируем школьников на выбор инженерной специальности, чтобы они на производстве получили знания о работе нашего предприятия", - подчеркнул генеральный директор УП "Брестоблгаз" Евгений Казимирчик.
Руководитель отметил особую мотивацию школы №20. Там с азартом включились в инициативу, постоянно работают над проектами. За такой короткий промежуток времени уже имеют один патент, на получение второго поданы документы. "Они о себе заявили не только на областном уровне, но и на республике. Видим мотивацию, целеустремленность молодых людей, чтобы достичь определенных знаний и поступить в университет. Потом придут к нам на работу. Они уже знают специфику, определенные тонкости работы. Пусть не все выпускники инженерных классов будут работать в системе газоснабжения, но пополнят в целом ряды инженеров", - отметил Евгений Казимирчик.
Работа над твердотопливным пиролизным котлом у юных изобретателей заняла чуть меньше года. Над проектом трудилась группа десятиклассников. "Было очень интересно. Мы проводили множество экспериментов. Например, взяли сухую древесину, мелко нарубили, положили в старый чайник и поставили на газовую плиту. Через время оттуда пошел дымок, мы подожгли - оказалось, что газ. Это был прототип нашего котла", - рассказала Арина Охримук. Особенно девушку порадовал результат. Старания школьников оценили не только эксперты, но и обычные прохожие. "Как-то мы грузили котел в машину для презентации на одном из конкурсов. К нам подошли люди и предложили его купить. Аж настроение поднялось. Это мотивирует дальше заниматься проектами", - поделилась старшеклассница.
Каждый из ребят внес вклад, предлагал свои идеи. Богдану Вечканову на первых порах было сложнее всего. Когда одноклассники начали работу над проектом, юноша приболел, потом пришлось нагонять упущенное самостоятельно. Но в упорстве молодому человеку не занимать. "Мне особенно нравилось апробировать установку, проводить опыты, дорабатывать ее. Еще рубил дрова, помогал красить. В общем, мне доставалась самая черная работа", - с улыбкой добавил Богдан.
Мария Щербацевич сильна в химии и биологии. Ее задачи в большей степени касались экологической направленности. "Работали не только на уроках над проектом, оставались и в другое время. Очень захватывало. Даже когда делали, казалось, незначительные вещи, делать все вместе было весело. Отзывы других людей были очень приятными. Когда подходили ребята из других школ и говорили, что у нас классный проект, грело душу", - призналась девушка.
Опыты ребята проводили физические, химические, биологические. Котел получился с приставкой "эко". "Кроме горючего газа выделяются еще метан и угарный газ, это все сжигается. Основная идея была получать пиролизный газ. Котел можно подключить к небольшой газовой плите, чтобы готовить еду. Он может быть полезен при перебоях в электроснабжении, в местах, где нет централизованного газоснабжения, например, на хуторах, агроусадьбах, садоводческих товариществах. Конечно, такой котел на 100% не закроет потребности, но вполне подойдет как альтернативный источник для периодического пользования", - обратил внимание директор средней школы №20 Александр Агеевец. К слову, мощностей котла хватает для работы светодиодной лампы, зарядки мобильного телефона.
"Классный опыт. Было интересно изучать, отвечать на вопросы, искать новую информацию, проводить эксперименты. Рад, что поучаствовал в проекте. Уверен, что этот опыт пригодится мне в жизни, - убежден десятиклассник Антон Шрейдер. - Я еще раздумываю над профессией. Рассматриваю возможности пойти в педагогику по физико-математическому профилю или стать инженером. Мне нравится учить детей".
В качестве деталей для пиролизного котла использовали металлолом. Со сваркой помог "Брестоблгаз", ведь на территории школы нет условий для выполнения таких работ. К слову, котел можно усовершенствовать, например, переделать форму и добавить варочную поверхность. Такой агрегат по душе придется в первую очередь любителям проводить много времени на природе. Можно получить теплую воду и электричество, приготовить еду.
"В январе совместно с "Брестоблгазом" подали совместную заявку на два юридических лица на оформление патента в Национальный центр интеллектуальной собственности. Буквально на днях пришла бумага, подтверждающая, что патент будет выдан", - рассказал Александр Агеевец.
Ребята из инженерных классов углубленно изучают физику и математику с преподавателем Брестского государственного технического университета, занимаются в лабораториях вуза. Им показывают, как теоретические знания применять на практике. "Брестоблгаз" в свою очередь проводит уроки на своей базе, организует экскурсии на производство. Также ребят пригласили на показательные учения по ликвидации аварийной ситуации. В начале года предприятие передало школе №20 деньги для покупки четырех наборов конструкторов Lego Wedo 2.0. Это вклад в обучения школьников более младшего возраста.
"У каждого ребенка свои увлечения. Кто-то силен в биологии, кто-то - в физике, математике. Если найти интересный проект, они, во-первых, подтянут теоретические знания, а во-вторых, применят их на практике. Будут искать способ для решения задачи. Пусть для взрослых он давно понятен, но дети делают для себя открытие. Это здорово. Именно такие знания лучше всего откладываются в голове", - подчеркнул директор школы №20 Бреста.
Сеть инженерных классов может расшириться. В частности, одна из школ Кобрина заинтересована в его открытии. "Будем дальше популяризировать это направление. В этом будущее. Сегодня основная задача - иметь хороший кадровый потенциал и перспективу. За кадры надо бороться, и мы по этому пути идем", - сказал гендиректор "Брестоблгаза" Евгений Казимирчик.