Отдать ребенка в школу с 1 сентября или оставить еще на год в детском саду. Разбираемся с логопедом
У родителей шестилеток остаются считанные недели, чтобы решить: отдать детей в школу с 1 сентября или оставить еще на год в детском саду. Как определить готовность ребенка к учебе, корреспонденту агентства «Минск-Новости» помогла разобраться практикующий логопед-дефектолог, блогер и автор пособий по речевому и когнитивному развитию Елена Кравчун.
Больше всего сомнений у родителей «зимних» и «весенних» детей, которым к началу учебного года будет около шести с половиной лет. Взрослые переживают, что их чадам будет скучно оставаться на еще один год в саду, поэтому стараются отправить их пораньше в первый класс. Согласно новой редакции Кодекса об образовании, зачислить ребенка в школу можно уже с 5 лет при условии, что 6 ему исполнится до конца календарного года. Но стоит ли так торопиться?
— Тут надо учитывать много сопутствующих факторов, и один из них — возраст большинства учеников в классе. Если почти всем им по 6 лет, а одному или двум — 7,5, то последние могут заскучать в школе: они будут усваивать материал быстрее и легче остальных. В учебной программе старших групп детских садов есть основы грамоты, на которых дети учатся различать звуки и разбивать слова на слоги, изучают фонематический состав слова и алфавит. Если ребенок посещает старшую группу два года, он хорошо натренирует эти навыки и впоследствии легко начнет читать и писать. В классе, где большинству одноклассников уже исполнилось 7–7,5 лет, шестилетнему ученику будет сложно за ними поспевать, ведь учитель, скорее всего, надолго не задержится на этапе добуквенной подготовки, — поясняет Е. Кравчун.
Узнать возраст детей, которые будут учиться в определенном классе, можно на консультации с директором школы. Ориентироваться необходимо и на учителя, который предпочитает набирать учеников определенного возраста. К слову, в некоторых учебных заведениях сейчас создают отдельные классы для шестилеток и семилеток.
Эмоциональная готовность
Учебой дело не ограничивается: ребенок, который на занятиях схватывает все на лету, может не дорасти до школы социально или психологически. Поэтому при принятии решения о зачислении родителям стоит учитывать и другие аспекты, в том числе и эмоциональную готовность.
— Перед школой дети очень часто преодолевают тот самый кризис, который помогает им перейти на следующую возрастную ступеньку. Как в любой переломный момент, ребенок становится чуть более капризный и требовательный, чуть менее сдержанный. В процессе в нем формируются учебная мотивация и базовое учебное поведение. Ребенок сам хочет идти в школу: для него становится актуальным не просто играть, но и брать на себя роль взрослого, а это проще всего делать через учебную деятельность. Меняется и социальное взаимодействие: если в саду другие дети были важны как часть игры, то в школьном возрасте она отходит на второй план и становится фоном для общения с ровесниками, — рассказывает специалист.
Как можно понять, что ребенок эмоционально готов? Во-первых, детское упрямство сменяется настойчивостью достичь своей цели. Во-вторых, видно, что ребенок прожил этот кризис и более-менее научился контролировать свои эмоции, вернулся к спокойному характеру, но уже с новыми умениями.
— Кризис — это очень сложный момент для поступления в школу, поэтому очень важно, чтобы он не приходился на август — октябрь. Если вы видите, что ребенку вот-вот идти на школьную скамью, а у него начался кризис, то это весомый аргумент отложить поступление еще на год. Но бывает, что такой возможности нет. В этом случае рекомендую родителям максимально облегчить эмоциональный стресс первоклассника: снизить свои ожидания и нагрузку на него, убрать дополнительные кружки и оптимизировать обстановку дома, — уточняет Е. Кравчун.
Эмоциональная готовность проявляется и в оценке своей работы: дошкольник начинает понимать, что у него получается лучше или хуже по сравнению с ровесниками. Готовность принимать свои ошибки тоже формируется к школьному возрасту и хорошо заметна по настольным играм: если раньше малыш сильно расстраивался из-за проигрыша, то теперь может спокойно оценить, что сделал не так.
Познавательная готовность
Познавательная готовность означает наработку математических и речевых навыков, представления об окружающем мире, времени и пространстве. На этой основе после формируются все остальные образовательные области.
— Есть мнение, что к школе ребенок должен уметь читать, считать и писать. На самом деле это не совсем так. На занятиях в детском саду ребята учат звуки и буквы, а также состав числа — там закладывается база. А уже школьная программа включает обучение письму, чтению, цифрам и простейшим навыкам счета, — комментирует специалист.
К познавательной готовности также относится способность развивать комбинаторные навыки, т. е. соединять несколько узких умений в одно общее действие. Таким образом мы осуществляем любую сложную учебную деятельность, начиная с письма и чтения. Любые более сложные предметы включают в себя множество маленьких элементов, взаимосвязанных между собой.
Произвольная усидчивость — это элемент и познавательной, и эмоциональной, и мотивационной готовности. Способность намеренно уделять внимание даже тому, что неинтересно, — это то самое учебное поведение. Ребенок учится рассуждать примерно так: «Мне скучно на уроке, я хочу побегать или в туалет. Но конкретно сейчас я пишу контрольную работу, поэтому мне нужно отодвинуть свои желания на задний план и сделать то, что нужно».
— Вообще кризис школьного возраста еще называют кризисом соподчинения мотивов: ребенок учится ориентироваться в «хочу», «могу» и «надо». Весь дошкольный возраст — это «хочу» и «могу», школьный — «могу» и «надо», — поясняет Е. Кравчун.
Социальная готовность
Это направление связано с коммуникацией. Ребенок общается с другими людьми и в детском саду, и в школе, но между этими учреждениями образования есть принципиальное отличие.
— Детский сад полностью сконцентрирован на ребенке: там всегда есть воспитатель, которого малыш воспринимает как заместителя родителя и к которому обращается с любой проблемой. Школьный учитель — это не присматривающий взрослый, а скорее наставник: он может помочь в каком-то вопросе, но уровень его ответственности значительно меньше. Поэтому к школе ребенку уже нужно уметь общаться, устанавливать и поддерживать контакты, дружить и выражать дружбу, участвовать в совместных играх. Еще важный фактор — умение обратиться за помощью к постороннему человеку, ведь учитель не постоянно находится рядом. Например, если мальчик упал, он должен не только иметь смелость обратиться к кому-то, но и суметь выразить речью, что с ним случилось и какой помощи он ожидает, — отмечает собеседница.
Речевая готовность
Достаточно простой способ понять, можно ли ребенку идти в школу или нет, — это проверка его речевой готовности. Желательно, чтобы к школе были сформированы все звуки, и он произносил их правильно: не путал «с» и «ш», не использовал горловое «р» и т. д.
— Когда первоклассник учится писать, он мысленно проговаривает слова и анализирует свою речь. Если у ребенка есть стойкая замена звуков, например, «р» он всегда заменяет на «в» или «л», то он может и писать так, не видя разницы. Важен и его словарный запас, потому что он обеспечивает способность воспринимать информацию и в принципе учиться. Понимает ли ребенок обобщающие категории (какие ты знаешь фрукты, ягоды, насекомых, лесных животных и т. д.), может ли рассказать о себе и ответить на ваш вопрос развернутым предложением? Если да, то его смело можно отдавать в первый класс, — подытоживает логопед-дефектолог.