Почти 17 лет стажа «потерялись» у оператора машинного доения. Подробности случая в Брестской области
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Тем самым работница сельхозпредприятия лишилась права на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда. Вмешался профсоюз.
Доярке КСУП «Полесская опытная станция» Лунинецкого района Ирине Коцубе в июле 2023-го исполнилось 53 года. Женщина более 35 лет отработала оператором машинного доения в колхозе им. Калинина, правопреемником которого стала Полесская опытная станция, и была уверена, что у нее есть право на льготную пенсию.
– Любая доярка знает, что за непростые условия труда нам законом предоставлено право выйти на заслуженный отдых на 5 лет раньше, – отмечает Ирина Коцуба. – Я знала, что выработала необходимые для льготы 20 лет стажа с лихвой. Установленную норму обслуживания животных тоже выполняла.
Обратилась с документами в управление по труду, занятости и соцзащите Лунинецкого райисполкома за назначением пенсии за работу с особыми условиями труда. Решение комиссии по назначению пенсии от 10 ноября 2023 г. оказалось отрицательным – не подтвержден льготный стаж. У нанимателя не оказалось документов, свидетельствующих, какое количество поголовья обслуживала доярка. В итоге в профессиональный стаж включили только 14 лет 3 месяца и 18 дней. Период работы с 19 ноября 1991 г. по 31 декабря 2008 г. «потерялся». По этой причине и в управлении по труду, занятости и соцзащите Брестского облисполкома, рассматривавшем жалобу Коцубы на небрежное отношение прежних нанимателей к документации, не встали на сторону работницы. Женщина осталась без положенной пенсии.
Уже в отчаянии она обратилась за помощью в Брестскую областную организацию профсоюза работников АПК. Главный правовой инспектор труда Алина Гумен не раз занималась подобными делами и добивалась справедливости.
– Согласно Закону «О пенсионном обеспечении» (ст.76) именно работодатели несут материальную ответственность за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения или перерасчета пенсии, – акцентирует внимание Алина Гумен, которая составила исковое заявление в суд от имени члена отраслевого профсоюза, а затем представляла там интересы работницы.
Как пояснила профсоюзный юрист, основным документом, доказывающим трудовой стаж, в том числе и специальный, является трудовая книжка. В случае если в ней нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию для отдельных категорий работников, для подтверждения специального стажа за период работы до 1 января 2009 г. используется справка работодателя. В ней указываются сведения о периодах труда, в течение которых специалист был занят на работах, дающих право на пенсию за особые условия труда, и иные. В данном случае Ирине Коцубе действиями нанимателя причинен материальный ущерб в размере неполученной пенсии.
– Решением суда Лунинецкого района в пользу оператора машинного доения Полесской опытной станции Ирины Коцубы будут взысканы более 3 тысяч рублей, – констатировала Алина Гумен.