Подорожает или нет: как рост утильсбора в России повлияет на белорусский рынок
Фото: Av.by / Илллюстративное
С 1 октября в Российской Федерации существенно повышаются ставки утилизационного сбора. Какое влияние эти изменения окажут на белорусский рынок – ABW.BY разбирается вместе с председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Вариводой.
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2024 №1255 изменены ставки утильсбора и утверждена шкала его индексации вплоть до 2030 года. На первом этапе – с 1 октября текущего года – «утиль» для легковых автомобилей вырастет на 70–85%, в дальнейшем его ставка будет индексироваться на 10–20% с 1 января каждого года. Для авто с объемом двигателя от 1 до 2 л 1 октября ставка увеличится с 300 600 российских рублей до 556 200. В белорусских рублях прирост составляет примерно 8900 рублей.
При этом изменения не затрагивают льготные коэффициенты, применяемые при расчете утильсбора с физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования.
Непосредственное и опосредованное влияние
– Прежде чем говорить о влиянии российского утильсбора на белорусский рынок, надо вспомнить, что весной ставки утилизационного сбора были существенно повышены в самой Беларуси, для автомобилей с двигателями объемом от 1 до 2 литров они выросли почти вдвое. Это должно было оказать непосредственное влияние на ценообразование, но, по данным Белстата, в 2024 году мы наблюдаем околонулевую инфляцию на рынке новых легковых автомобилей. Поэтому далеко не всегда увеличение налогов и сборов, даже если оно происходит в Республике Беларусь, быстро сказывается на конечной цене товара, – говорит Сергей Варивода.
– Влияние российского утильсбора на белорусский рынок будет в меньшей степени непосредственным, а в большей степени опосредованным. Непосредственное влияние выросший утилизационный сбор окажет на те марки и модели, которые ввозятся к нам через Российскую Федерацию. Например, на Chery с суббрендами. Их себестоимость однозначно вырастет, и цена автомобилей на белорусском рынке может увеличиться.
Я говорю аккуратно «может увеличиться», ведь потребитель в составе розничной цены оплачивает прибыль белорусского дилера, российского импортера и китайского производителя. И все они могут чуть-чуть «подвинуться». Отчасти поэтому рост белорусского утильсбора и не повлек за собой ощутимого увеличения цен.
Вторая причина кроется в якорном игроке нашего рынка – «БЕЛДЖИ», предел изменения отпускных цен которого ограничен 0,3% в месяц. Доминируя с долей около 50%, «БЕЛДЖИ» задает тренды в ценообразовании, все остальные игроки либо выстраивают соразмерную ценовую политику, либо вынуждены покидать рынок. Поэтому повышение утильсбора в РФ может привести к снижению продаж тех марок и моделей, которые поставляются к нам через Российскую Федерацию.
А вот опосредованное влияние роста утильсбора в РФ может оказаться более существенным. В рамках ЕАЭС Республика Беларусь в ближайшее время, вероятно, примет соответствующее решение об изменении ставок утилизационного сбора в сторону их повышения. И это решение уже коснется большего количества представителей рынка, ведь оно затронет и тех, кто поставляет автомобили напрямую из-за пределов таможенного союза. Среди членов БАА их доля составляет 25% от всех продаж.
Механизм мотивации
– Повышение утилизационного сбора – тренд, вызванный необходимостью мотивировать производителей развивать производство на территории Союзного государства, а не заниматься чистым импортом. Утильсбор – это не только механизм мотивации, но и способ пополнения бюджета, – продолжает председатель правления БАА.
– Если говорить о том, насколько могут вырасти цены из-за роста утилизационного сбора в РФ, то с автомобилями, импортируемыми в Россию, все понятно: теоретически их себестоимость увеличится соразмерно увеличению утильсбора. Практически, как уже говорилось выше, все звенья цепочки поставок могут «подвинуться» в своей прибыли.
С локализованными в РФ марками, например, Haval, все несколько сложнее. Ведь в России утилизационный сбор платят не только импортеры, но и производители. И последним он компенсируется частично или полностью в зависимости от степени локализации, которая оценивается по балльной системе. И получить максимум для полной компенсации не так уж легко. Насколько мне известно, в Российской Федерации рассматривается вопрос изменения системы промышленных субсидий, чтобы мотивировать китайских автопроизводителей открывать производства в России. Ведь при нынешних условиях в этом мало кто из них заинтересован.
Нет повода спешить
– В итоге, говоря упрощенно, рано или поздно любое увеличение затрат импортера или производителя будет оплачено потребителем в составе конечной цены автомобиля. Обычно временной лаг составляет от 2 до 6 месяцев, ведь у рынка есть определенная инерция. Кроме того, сейчас мы видим первые сигналы того, что предложение начинает превышать спрос, несмотря на серьезный рост продаж в последние месяцы. Это сказывается на увеличении дилерских запасов и влияет на цены.
Нельзя сбрасывать со счетов и еще один фактор. Как правило, автомобили, ввозимые из Российской Федерации, оплачиваются дилерами в российских рублях. Соответственно, на цену, кроме всего прочего, влияет еще и курс российского рубля к белорусскому. Поэтому ожидать до конца этого года роста цен более чем на 5%, на мой взгляд, не стоит.
И у покупателей пока нет повода спешить с покупкой нового автомобиля. Когда Правительство Беларуси придет к консенсусу в вопросе повышения утильсбора в нашей стране, будут озвучены новые ставки и срок, с которого они начнут действовать. Тогда можно будет все осмыслить и понять, стоит ли торопиться в салон за автомобилями из старых поставок, – резюмирует Сергей Варивода.