Польша и страны Балтии запретили россиянам ввозить личные авто. Машины станут чаще регистрировать в Беларуси?
Въезд в страны Евросоюза на зарегистрированных в России автомобилях запрещен, пишет РБК. Это расценивается как запрещенный импорт. Под риском находятся и такие вещи россиян, пересекающих границу, как смартфоны, драгоценности и ноутбуки. Onlíner решил порассуждать, как нововведение повлияет на рынок Беларуси. Среди предположений: регистрация транспорта россиян в наших МРО и развитие долгосрочного проката автомобилей.
В чем именно запрет?
«Неважно, используется ли ТС в частных или коммерческих целях, коль скоро оно подпадает под таможенные коды, перечисленные в приложении XXI (в том числе код 8703), и происходит или вывозится из РФ», — говорится в разъяснениях Еврокомиссии. Таможенный код 8703 охватывает легковые автомобили и другие ТС, предназначенные для перевозки менее чем десяти человек. Наиболее вероятно, что к «вывозимым» (exported) из РФ относятся автомобили с российскими номерными знаками и зарегистрированные в России, добавляет Еврокомиссия. Известно, что минувшим летом некоторые россияне, приезжавшие в Германию на своих автомобилях, уже столкнулись с арестами машин на таможне.
В среду, 13 сентября, Эстония объявила о закрытии въезда для автомобилей с российскими номерами: «Запрет на въезд действует независимо от того, на каком основании владелец или пользователь прибывает в Эстонию или ЕС. ТС разрешается выехать из Эстонии через внешнюю границу или пересечь внутренние границы Евросоюза. В случае прибытия в погранпункт ТС с российскими номерами налогово-таможенный департамент проведет соответствующие процедуры. Пользователь или владелец авто должен будет вернуться в Россию вместе с автомобилем или пересечь границу без него».
Также в МВД Литвы заявили, что зарегистрированные в России и попавшие в Литву машины будут конфисковывать, если они въезжают в Литву. Известно, что этим будет заниматься литовская таможня. Дополнительно сообщили, новое правило не распространяется на тех, кто едет транзитом через Калининград, но у них должна быть транзитная виза или другой документ, подтверждающий, что автомобиль едет транзитом через Калининград.
Латвия тоже поддержала новый запрет (но с той же оговоркой о транзите в Калиниград): «Лица на таких автомобилях будут вынуждены вернуться в Россию или Беларусь, а в случае отказа выполнять указания таможенных органов в соответствии с таможенным законодательством может быть принято решение о конфискации ТС. Рекомендуется воздерживаться от повторных попыток въезда в ЕС через различные пункты пересечения границы, за это предусмотрена уголовная ответственность».
В субботу, 16 сентября, Польша объявила о запрете на ввоз в Польшу легковых автомобилей, зарегистрированных в России, с воскресенья, 17 сентября: «Их покупка, ввоз или передача в ЕС прямо или косвенно запрещены. Транспортные средства, зарегистрированные в России и с российскими номерными знаками, которые с воскресенья появятся на польских пограничных переходах, будут возвращены в страну, не входящую в ЕС, из которой они прибыли, независимо от того, Россия это или другая страна. Такие действия будут осуществлены, даже если водитель автомобиля не является гражданином РФ».
Позже в ГПК РБ подтвердили: «Польша уведомила белорусскую сторону о решении. Что касается Литвы и Латвии, официальной информации от сопредельных стран в адрес Госпогранкомитета не поступало».
В ГТК РБ тоже обратили внимание: «Машина может быть изъята и у белорусов, следующих в Литву, Латвию, Польшу и Эстонию на автомобилях с российскими регистрационными номерами. Неважно, лицом какого гражданства транспортное средство эксплуатируется».
Нас сообщение от ЕС интересует в первую очередь в ракурсе, какое влияние новый закон окажет на Беларусь, ее бизнес и рынок. Так как речь об «автомобилях с российскими номерными знаками», в теории россияне могут обойти запрет с помощью белорусских номеров (регистрации в РБ).
Дмитрий Новицкий, автоблогер: «Белорусских регистраций может стать больше. Как и прокатов премиума»
— Думаю, россияне станут чаще регистрировать свои автомобили в Беларуси и ездить с белорусскими номерами. Лишь бы был надежный человек в нашей стране. Могут оформлять доверенность, а могут просто кататься со своими в/у: как в родной стране, так и в ЕС. Ведь управление ТС с российскими правами не под запретом.
Но более вероятным развитием событий кажется распространение прокатов, офисов долгосрочной аренды. Буквально сразу за пунктом пропуска можно разместить пункт проката авто с европейскими номерами. Причем автомобили там будут премиум-класса — например, немецкие внедорожники, какие любят наши соседи. Никто же не запрещает кататься по Европе с российскими правами. Думаю, этот бизнес уже сейчас разворачивается в приграничных городах Польши и Литвы, куда из РБ можно приехать на автобусе или даже на велосипеде. Также подобный прокат может выстрелить в Минске и в приграничных белорусских городах (только с белорусскими номерами).
Дмитрий Больдюсов, руководитель AutoGroup: «Больших очередей в белорусских МРО ждать не стоит»
— Не думаю, что россияне станут массово регистрировать автомобили в Беларуси. Это не решит проблему. Потому как в законе ЕС предусмотрен запрет и на смартфоны, ноутбуки. А для автомобилистов это в первую очередь интерактивные карты, навигация. Из-за риска потерять смартфоны небогатые россияне не захотят ехать в туры в Европу (в том числе на автомобиле), будут искать другие направления для отдыха.
Также не считаю, что уменьшатся очереди на границе РБ — ЕС. Все же доля россиян — не основа потока. Плюс главный фактор скопления очередей на границе, по данным ГПК, — медленная работа пограничников и таможенников на сопредельной стороне.