«Правильные пчелы» жителя Брестской области, который мечтает о возрождении общества пчеловодов
С пчелами Николай Скорук подружился лет тридцать назад, когда обзавелся несколькими ульями. Ему с детства было интересно, как «делается» мед. Немало наблюдал за работой пчеловодов-односельчан в Каленковичах. Детский интерес перерос в увлечение всей жизни.
Работал Николай в тогдашнем колхозе «Правда» водителем, и когда ему предложили вакансию на колхозной пасеке, согласился (при условии, что зимой по-прежнему будет занят на машине). Бывало, под его опекой одновременно оказывалось до 80 ульев, ибо совмещал работу в двух хозяйствах. Не отказался поехать и на курсы пчеловодов…
В последнее время, когда стало подводить здоровье, занимается лишь домашней пасекой на окраине Каленкович. Родительская усадьба не пустует – ее здорово приободряют чередка овец в просторном загоне и яркие ульи в саду и на платформе. Уже взошла фацелия, и вскоре большой участок, занятый ею, станет жужжащим фиолетовым ковром…
Николай доволен тем, как перезимовали пчелы, на первый облет семьи вышли дружно, да и взяток с первоцветов и деревьев был неплохой. Теперь золотистые труженицы усердствуют на лугу, укрытом одуванчиками. Зацветают сады, манит к себе черемуха, поля вспыхнули рапсовым сиянием. Пчелы активно оттягивают вощину, собирают пыльцу и нектар. В ячейках уже поблескивают янтарные капли майского меда. Знатоки считают его самым вкусным. А, может, просто за зиму соскучились по свежему меду?
К слову, весь прошлогодний был раскуплен довольно быстро, и в основном это постоянные покупатели, а к ним «сарафанное радио» добавляет новых…
Каждая из пчелосемей за сезон дает 25-30 кг меда. За рекордной «урожайностью» Николай не гонится, больше полагается на натуральность сладкого «производства». В борьбе с клещом-паразитом варроа пользуется и природными средствами.
Основная пасека – на передвижной платформе. Использует ее круглогодично, реже приходится заниматься погрузкой-разгрузкой ульев. Рад, что в хозяйствах стали больше сеять гречки, но и этих площадей все еще маловато для всех желающих вывезти своих пчел к цветущему гречишному полю.
Есть у него свои маршруты для кочевки пчел к медоносам, в том числе и на лесных опушках, на заболоченных участках, где много дикоросов.
Не без огорчения говорит о том, что так и не возродились районные общества пчеловодов, которые в свое время немало способствовали им. Каждое сельпо имело списки хозяев пасек, и сахар им продавали по льготной цене. Да и проблемные вопросы было проще решать при централизованной поддержке. В то же время до сих пор помнит, как сложно было начинающим пчеловодам, как трудно было купить самое необходимое – вощину (ее получали только по обмену на воск), препараты для профилактики и т. д.
Теперь же без проблем все товары в продаже. В Бресте несколько специализированных магазинов, в том числе по ул. Орджоникидзе, где чаще всего бывает Николай. Даже скидочная карта на 3% у него есть. Но цены все равно жалят ощутимо. Тем не менее, по словам Николая Михайловича, преданные пчеловодству люди не оставляют свое дело; если полюбишь пчел, – это навсегда. В любом случае пчела одаривает по-царски.