Приезжает в среднем по 70 машин снега в сутки. Как в столице плавят сугробы
Снегосплавной пункт работает в Минске уже шесть лет, принимая каждую зиму тысячи самосвалов, груженных снегом. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на объекте и посмотрели, как он работает.
На часах около 10 утра, на территорию пункта, который находится на ул. Машиностроителей, заезжает очередной грузовик. Несколько минут на оформление документов, и водитель направляет свой холодный груз к одной из специальных дробилок. Их здесь четыре, каждая пронумерована и оборудована светофором. Выгружать снег нужно в ту, где горит зеленый сигнал. Туда водитель и сбрасывает серую снежную массу, которая в считаные минуты исчезает под шнеками. Дальше — дело техники. Сугробы измельчаются, в специальной снегоприемной камере смешиваются со сточной водой из канализации и тают. Поскольку снег сюда привозят с городских улиц, которые обрабатывают противогололедными реагентами, талая вода проходит через песколовку, где оседают песок и мусор. Глубина резервуара — 6 м. По мере необходимости его очищают, а собранный песок увозят на полигон для захоронения.
Но вернемся к снегу, который уже превратился в талую воду. Оставив в песколовке примеси, она транспортируется на насосную станцию, откуда по напорным водоводам течет на Минскую очистную станцию в Шабанах. Там жидкость проходит очистку. Конечная точка в маршруте бывшего сугроба — река Свислочь, куда сбрасывают уже полностью очищенную воду.
— Снегосплавной пункт работает круглосуточно. Обеспечивают его функционирование четыре человека: контролер на КПП, оператор, уборщик территории и водитель погрузчика. В день сейчас к нам приезжает 70—80 машин, это около 500 куб. м снега. Проектная мощность же позволяет ежедневно растапливать 5 тыс. куб. м снежной массы. Примерно столько вмещается в кузова 333 самосвалов МАЗ. С начала зимы мы расплавили около 12 тыс. куб. м снега, — рассказывает начальник участка насосных станций производства «Минскочиствод» Антон Погребицкий.
Собеседник говорит, что особенность нынешней зимы — более равномерное выпадение осадков, соответственно, и нагрузка на плавильню распределяется равномерно, пока сезон проходит без авралов. Убеждаемся в этом и сами: за полчаса, которые мы провели на объекте, сюда приехало лишь 6 самосвалов.
Но так бывает не всегда, работники станции вспоминают, что были зимы, когда после крупных снегопадов вереницы груженой техники растягивались на весь квартал. В такие дни принимали и плавили снега вдвое больше, чем заявленная производительность пункта.
И это при том, что сюда привозят снег даже не со всего города. Основные поставщики снежной массы — «Ремавтодоры» Партизанского, Ленинского и Заводского районов, «Гордорматериалы», а также и другие организации, которые заключили соответствующие договоры. В основном на станции плавят снег из южной части столицы. Сугробы из других районов отправляются на снежные полигоны, где хранятся всю зиму, а затем тают естественным путем.
Вот только процесс этот гораздо более длительный, чем на снегоплавилке, и может тянуться до самого лета. Кроме того, после зимы площадки, где размещалась снежная масса, необходимо приводить в порядок, очищать от мусора и песка, рекультивировать. Это довольно затратные процедуры. Отсюда и разница в тарифах. Предприятия, привозящие снежную массу на снегосплавной пункт, платят 2,69 руб. за каждый кубометр сугробов. Расценки снежных полигонов почти втрое выше.
Станция, плавящая снег, заработала в Минске в декабре 2016 г., но идея растапливать сугробы витала в городе давно. Еще зимой 2012 г. в столицу в качестве эксперимента привезли снегоплавильную машину, которая помогала избавляться от зимних осадков на улицах Партизанского района. Работала эта техника на дизельном топливе, с его помощью и расплавляла сугробы, после чего сливала талую воду в ливневку. Плавить снег таким образом оказалось слишком затратно, и было принято решение построить стационарный снегосплавной пункт. Реализация проекта, к которой приступили в IV квартале 2015 г., заняла около года.