Про них говорят: «Бусяжи работают стоя». Пинчанин рассказал, почему это действительно так
Сергею уже за 35, и весной 2021 года он принял решение сменить размеренную жизнь в столице Полесья на популярную сегодня профессию дальнобойщика, пишет «Вечерний Брест».
В мае прошлого года Сергей уехал в пригород Варшавы по приглашению одной из многочисленных польских компаний-перевозчиков. О подводных камнях профессии, о которой в Беларуси пишут песни и снимают юмористические сериалы, пойдет речь от первого лица.
…У меня давно открыты все категории. Несколько лет я отработал в автопарке водителем автобуса. Поэтому выбор был осознанный. К тому же, чтобы стать водителем буса по категории «В», вовсе не нужно обладать какой-то определенной квалификацией. Достаточно иметь права, опыт вождения и не иметь проблем с законом, в том числе, – в стране, в которую вы соберетесь ехать. Ну, и найти работодателя, который будет готов вас принять. Списаться, созвониться. Он вышлет вам приглашение.
Так вышло, что мой первый работодатель меня не устроил. Как только прибыл и разобрался с условиями, то понял, что не стоит связываться. Заплатил за расходы, которые понес наниматель, и стал искать другую работу.
Скоро нашел подходящую транспортную фирму. Меня посадили на малотоннажный «Iveco Daily» и дали первое задание.
Работа по своей сути вызывает у меня аналогию с такси. Мне приходилось заниматься частным извозом. Здесь тот же принцип: чем дальше маршрут, тем выше заработок. Конечно, с учетом того, что это доставка грузов, работает и логистическая схема.
Загружаюсь, к примеру, мебелью в Польше и везу ее во Францию. Попутно забираю груз во Франции и отвожу в Германию – и так бесчисленное количество раз за те полгода, что я работаю «бусяжем». Никакого отношения к поцелуям: так здесь называют водителей бусов и малотоннажек (от слова «бус», что указывает на их рабочее транспортное средство).
Мне нравится эта работа. На небольшой машине проще найти место для парковки или ночлега, проехать по узким улицам старых европейских городов. За полгода я очень серьезно поднаторел в знании языка, практика дает эффект. Ну, и самое приятное во всем этом для меня то, что работа позволяет путешествовать. Побывал в Германии, Франции, Дании, Бельгии, Швейцарии, Венгрии, Словакии, Португалии, все не перечислишь.
В начале 90-х я маленьким побывал с родителями на океанском побережье, а недавно мне выпал рейс, который прошел вдоль французской береговой линии Атлантического океана. Моя мечта сбылась.
Но на этом все прелести заканчиваются. Вот, к примеру, последняя задача перед уходом в вынужденный отпуск, по завершении срока пребывания в Польше. Отвез мебель в Бельгию. Получил новое задание от логистов. Загрузка в воскресенье в 10 утра – и никого нет на складе, кроме таких же водителей, как я. В итоге простой и переезд на другую загрузку. Выходные снова в поездке.
Одна из проблем в отношениях с нанимателем – постоянные косяки логистической службы. Все здесь командует погоня за прибылью. Поэтому отношение к водителю, как к инструменту заработка. Отправят на загрузку в пятницу с таким расчетом, чтобы попутный груз доставил только в субботу. Нет оплаты ночных и выходных рейсов. Вдобавок ночевки в кабине. Даже во Франции, где это запрещено и есть требование властей, что водители обязаны ночевать в гостиницах, мы ночуем в укромных местах. Часто выспаться не получается, дреманешь часа три-четыре и дальше «полетел», чтобы успеть выйти на выходной. Поэтому и говорят, что «бусяжи» ездят стоя. В отличие от водителей фур у нас график просто бешеный. А «тахобук» (журнал записи хронометража работы для контроля рабочего времени) у нас просто формальность, туда пишем то, что считается правильным.
Второе направление, которое приносит постоянные проблемы в работе, – постоянный перегруз. Мой «Ивеко» рассчитан на нагрузку в 1205 кг, но по факту всегда везу больше 1,5 тонны. Бывает, даже до 2 тонн нагружают, так что очень страшно ехать. Меня пару раз полицейские возили на взвешивание, но везло, груз превышал норму всего ничего, меньше 3%. Отпускали. А напарника недавно в Германии оштрафовали на 700 евро. Понятно, что фирма оплатит, но все равно нервы потреплют.
Но точкой кипения стали даже не вышеперечисленные нюансы, а постоянная необходимость на терминалах становиться, кроме водителя, еще и бесплатным грузчиком. Представьте: разгрузить за день пару тонн грузов, да еще и баранку часов 12 покрутить…
Я уже нашел компанию, в которой все дополнительные нагрузки оплачиваются, для этого предусмотрены бонусы. К тому же уже подтвердил свою квалификацию и могу рассчитывать на прибавку в 30-50 злотых к стандартной дневке. Кстати, я получал на фирме 170-200 злотых ($50) чистыми в день. Из-за графика в месяц вырабатывал по 26-27 дней. Из-за того, что все время живешь в машине и только в выходные ночуешь в хостелах, деньги уходили в основном на еду. Поэтому удалось отложить несколько тысяч долларов.
…Надеемся, Сергею на новом месте будет работать комфортнее. Пока он не видит для себя другого применения в складывающихся обстоятельствах. Но в будущем мечтает купить свой грузовичок и заняться собственным бизнесом в этой сфере, которая серьезно развивается благодаря стремительному росту популярности.