Про женщин за рулем грузовых авто, водительское братство и романтику «больших дорог» . Интервью с дальнобойщиком из Беларуси
Сергей по профессии химик – более 20 лет он проработал на одном из крупных предприятий Могилева. Еще почти 10 лет он был монтажником-высотником. Казалось бы, пора остепениться, но это не про него – уже год он колесит по дорогам Европы за рулем грузового авто.
Никогда не поздно начинать
Мой собеседник признается, что пересесть за баранку хотел не только потому, что было желание хорошо заработать:
– Это же еще и возможность увидеть мир: страны, людей там живущих, их образ жизни – такое желание было всегда. Вот и объединил нужное с приятным, – объясняет решение освоить новую профессию Сергей.
Справедливости ради стоит отметить, что авантюризм ему всегда был свойственен. Об этом свидетельствует уже то, как кардинально он менял род занятий, шагая по жизни. И в разговоре об особенностях его новой профессии, пусть и с долей иронии, Сергей отмечает: «Если бы у меня были права на самолет, я бы обязательно полетал, поработал бы в этой сфере». И заявляет о планах научиться управлять пароходом. Разве ж степенный человек, у которого за плечами пятьдесят прожитых лет, способен на такие «безрассудные» поступки? Но Сергей привык слушать голос собственного сердца, поступать так, как велит душа, наверное, поэтому никто и никогда от него не слышал жалоб на жизнь, нытья об обстоятельствах, которые помешали осуществить что-то важное и желанное. Напротив, он в постоянном поиске возможностей сделать свою жизнь ярче.
Например, чуть более года тому он собрал документы и пошел на курсы водителей категории Е. Опыт вождения легкового авто у него был. Но для дальнобойщика этого мало.
– Сейчас я с ужасом вспоминаю свою первую командировку: машину знаю плохо, дороги еще хуже, языков не знаю вообще. Рядом единственный помощник – навигатор. Дорожные знаки можно «прочитать» в любой стране, но не все. Одним словом, сложностей хватало.
– И пожалел, что рискнул и сел за руль грузовика?
– Нисколько! Я предполагал, что ездить по миру классно, но в реальности все оказалось еще лучше.
– Но когда столько сложностей, это же такой напряг, даже стресс?
– Постепенно во всем разбираешься, учишься. Например, незнакомые знаки фотографирую, а на выполнение их требований во время движения, как правило, указывает ситуация на дороге. В минуты отдыха нахожу в интернете встретившийся редкий знак и изучаю – вот и снял проблему.
«Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг…»
– А случалось, что не туда свернул? Как выбирался, не зная языка в чужой стране?
– Было конечно. Но это не так страшно, как кажется. Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг, которые готовы помочь. За год работы плутал дважды – и оба во Франции. Первый раз заехал в небольшое селение, понял, что сбился с пути, и обратился за помощью, показывая свой маршрут на карте. Местный житель вызвался помочь – он 20 км ехал впереди меня, пока не вывез на шоссе. Помигал «поворотниками», я ему в ответ – вот так и расстались.
Второй раз я заехал в населенный пункт и из-за моего грузовика образовалась пробка. Местные жители, и водители в том числе, сразу бросились на помощь. Жестами объясняли, что я ошибся и не туда приехал, парковали машины по сторонам дороги, чтобы я мог доехать до места, где возможно развернуться, помогали с маневром тягача, вызвали полицию. Был уверен, что меня накажут штрафом, но, оказалось, зря волновался. Полиция выделила сопровождающего, который «вывез» меня к дорожной развязке, следуя перед грузовиком. Также пожелал счастливой дороги «маячками» и уехал.
«Колесо «прикипело» к дискам…»
– А действительно ли существует «братство дальнобоев» или это такая легенда?
– В настоящее время в обязанности водителя грузовика не входит ремонт автомобиля. Если сломался в дороге, в какой бы стране не находился, сообщаешь в компанию, и по специальной страховке вызывают техпомощь, которая быстро устраняет любую поломку или отбуксирует в сервис для более серьезного ремонта. Но случаются так называемые незначительные поломки: колесо пробил, например. Было и у меня такое – стал колесо менять, а оно «прикипело» к дискам. Помогли коллеги: таджик и итальянец с ломиками показывали, как это правильно сделать, другие водители делились советами – для начинающего дальнобойщика они тоже очень важны.
Нет, в беде не оставят, это я на себе проверил, но это не значит, что ждать взаимовыручки стоит от каждого водителя – даже на дорогах Европы.
Криминальные истории…
Сергей признается, что перед рейсом информируют о возможных случаях воровства на стоянках, но сам с такими пока не сталкивался, хотя водители фирмы, в которой сейчас работает, рассказывали не единожды про криминальные истории, участниками которых становились сами.
– Воруют и груз, разрезая тенты, и солярку, и личные вещи. И не только на бесплатных парковках, где нет видеонаблюдения. Могут и водители-дальнобои топливо слить, когда коллега рядом припаркованной машины в душе или спит. В таком случае убытки только на 50% на себя берет компания, остальное – за счет водителя, который допустил кражу, а это немаленькие деньги, поэтому приходится быть всегда начеку, особенно ночью.
Сергей рассказывает и про случаи, когда мигранты на подъездах к Англии просят тайно завезти на территорию страны. Могут и забраться в ящик инвентаря машины или разрезать крышу тента и спрятаться внутри грузовика. Но на границе все авто проходят тщательный контроль – провезти человека невозможно.
«Я путешествую, наслаждаясь видами гор, рек, архитектурой – дух захватывает!»
– Да, не без сложностей работа, и ночевка в машине – это не гостиница, и в ресторанах мы питаемся редко, но положительных моментов в такой профессии немало. Я хотел увидеть мир своими глазами – и я любуюсь красотой самых разных стран мира. Любуюсь, из окна своего авто и во время отдыха, посещая города. То есть я путешествую, наслаждаясь видами гор, рек, архитектурой – дух захватывает! А путешествия – это же всегда приключения.
Добавляет позитива, по словам собеседника, качество европейских дорог. Сергей отчасти этим обстоятельством объясняет растущее количество женщин, управляющих большегрузами.
«Если паркуется женщина за рулем фуры, все находящиеся рядом водители-мужчины наблюдают за этим»
– Женщина за рулем фуры на дорогах Европы – не редкость: и по Германии колесят, и по Франции, и по Польше. Может, ошибаюсь, но, на мой взгляд, для жителей Голландии – это уже нормальное явление. Кстати, на дорогах они, находясь за рулем грузовика, ведут себя очень аккуратно, и паркуются первоклассно. Лично у меня, например, пока не всегда с первого раза получается так же. Считаю, это невероятной смелости женщины, потому как, к ним повышенное внимание со стороны мужчин, в том числе и в профессиональном смысле, и, если паркуется женщина за рулем фуры, все находящиеся рядом водители-мужчины наблюдают за этим. Представляю, как непросто им в этот момент. Но они умницы – я в полном восторге! Заметил, что голландские женщины-водители с любого положения оценивают правильно ситуацию и выполняют любой маневр, даже не открывая окно авто. А на вид – юные, худенькие, хрупкие…
По мнению Сергея, женщин все больше за баранкой многотонных грузовиков, потому что это не только возможность хорошо заработать. Современные седельные тягачи оснащены множеством электронных помощников, а кабины превратились в жилые комнаты. Ездить по дорогам Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии – одно удовольствие. Тахограф не допускает переработки. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что 9-10 часов за рулем выдержит не каждый. Да и дорога по-прежнему – место повышенной опасности. Но, его годовой опыт работы за баранкой еще больше убедил в том, что нахождение в пути – это жизнь с постоянной сменой картин местности и людей. Для него лично – это яркие и незабываемые впечатления, и удовольствие от работы. А это именно то, к чему он всегда стремился.