Продолжение сказочной истории: что угрожает людям, которые заработали легкие деньги на курсовых разницах?
Ситуация в курсовыми разницами развивается. До сих пор некоторые банки разрешают переводы, по которым 100 превращаются в 340—350 рублей. Но и все больше карт блокируются «из-за подозрительной активности». Еще один читатель рассказал, что за полчаса можно прогнать деньги несколько раз, получив ×2. Onliner спросили у юриста: это вообще законно?
— Ни по каким обменникам даже не нужно было бегать с картами, — рассказал еще вчера Владимир. И поделился своим опытом: — С карты литовского банка я переводил деньги на виртуальную карту белорусского банка X. Потом по ЕРИП перекидывал это на рублевый счет банка Y. Там же менял валюту в приложении по белорусскому курсу и отправлял обратно в литовский банк. Три-четыре таких перевода — и сумма умножается на два. В итоге все упиралось в лимиты литовских банков и Paysend.
Комментарий юриста
— В самой операции по получению перевода из-за границы нет преступления. Допустим, жена ждет денег от мужа. Если позже налоговая спросит, откуда деньги, жена покажет: от мужа, — прокомментировала Елена Сапего, партнер компании «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги».
Но курсовую разницу могут посчитать доходом. 100 евро по курсу Нацбанка — 300 рублей, а вам пришло 360. Значит, с 60 рублей могут попросить 13%.
— Может ли полученная сумма считаться неосновательным обогащением?
— Нет. Неосновательное обогащение — это когда получили деньги по ошибке. Например, контрагент, на чей счет деньги попали ошибочно, отказывается их возвращать. Когда пострадавшая сторона будет подавать в суд, то со ссылкой на статью «Неосновательное обогащение». Второй хороший пример — когда клиенту банка в кассе ошибочно дали денег больше положенного, а он не вернул.
В целом с точки зрения права я не вижу нарушения: вы видите возможность получить доход — вы ею пользуетесь. Покупка и продажа валюты через банки у нас не запрещена.
В конце концов, никто не совершал активных действий, чтобы можно было посчитать это мошенничеством.
— А если совершали? Например, регулярно пересылая деньги по кругу в течение короткого времени.
— Сложно сказать, как это будет интерпретироваться. В России был случай: в конце февраля клиенты ажиотажно интересовались покупкой валюты. Ее стоимость росла по-разному. И в какой-то момент на сайте «Тинькофф» курс фунта оказался равен курсу доллара. Клиенты стали скупать фунты, позже продавая их за доллары. Теперь банк предъявил им многомиллионные требования, пригрозил судом и уголовными делами. А клиенты в ответ на блокировку подали коллективный иск на банк. Чем все закончится — мы пока не знаем.