Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

«Проехать просто невозможно». Как разбираться с мелкими ДТП во дворах

Наш читатель Дмитрий недавно приобрел квартиру в новостройке Минска. И это не привычная ранее девятиэтажка, а многоподъездная высотка, причем таких рядом еще несколько штук. Естественно, конфликтов на парковке не избежать, пишет «Автобизнес».


Фото из открытых источников (иллюстративное)

«То тут, то там отметины на кузовах»

Дмитрий говорит, что машины припаркованы буквально везде и нужно проявляться мастерство вождения, чтобы никого не зацепить. Иногда, мол, проехать просто невозможно.

«Недавно приехал с работы и пытался найти место для парковки, – рассказывает наш читатель. – Ехал тихонько на 2-й передаче, и тут пассажир только что припарковавшегося с левой стороны дороги автомобиля открыл пассажирскую дверь прямо мне по левому переднему крылу. Повреждения не сильные, но ситуация в целом неприятная. Тем более что это был соседский ребенок, поэтому решили разобраться полюбовно.

Через пару дней рассчитались после оценки повреждений на СТО и поняли, что тема эта для нашего двора еще как актуальна. То тут, то там на кузовах машин видны отметины. Понятно от чего. Мне интересен ответ на вопрос: при строительстве высоток как рассчитывается количество парковочных мест во дворах? Или на «глаз»? А что, например, делать в моей ситуации, если бы это были не соседи, с которыми можно договориться?»

Как «разрулить» конфликт

При строительстве домов нормативы предусмотрены по количеству как машино-мест, так и самих автостоянок. Каждая застройка индивидуальна, поэтому и четкого ответа на вопрос читателя нет.

А вот что делать, если подобные инциденты происходят, мы знаем. Если исходить из ситуации, которая произошла с Дмитрием, то это ДТП, так как его машина находилась в движении. Что нужно делать при аварии, учат еще в автошколе. Ситуация в целом по ПДД разрешается двумя способами: вызов ГАИ или европротокол. Или третий способ, к которому прибегнул Дмитрий, но он вне рамок правового поля.

Например, пассажир открыл дверь машины, не заметил движущийся автомобиль и повредил его. По ПДД пассажир является участником дорожного движения. Это наделяет его правами и обязанностями, в том числе такими, как запрет на открывание дверей, если это создает препятствие для других участников дорожного движения. За нарушение – наказание по ст.18.20 КоАП (штраф от 1 до 3 базовых величин).

За повреждение чужой машины в рассматриваемой ситуации также отвечает пассажир, в том числе и в судебном порядке. Следует отметить, что отвечает он и за повреждение той машины, двери которой открывал. Так что нужно смотреть по сторонам, прежде чем пытаться выйти.

А если автомобили стоят на месте и при этом пассажир одной из машин открыванием двери повредит стоящую рядом машину?

Пункт 2.18 ПДД гласит: ДТП – это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу или имуществу юридического лица.

То есть данная ситуация не ДТП и ПДД не регулируется, а значит, и вызов наряда ГАИ в таком случае неуместен. Но без милиции, если полюбовно с собственником поврежденного авто не договорились, не обойтись. Повреждения зафиксировать нужно, и делает это представитель следственно-оперативной группы. При этом составляется протокол осмотра автомобиля, в котором прописываются повреждения, а эксперт может взять образцы ЛКП для определения «кто кого».

Владелец поврежденного автомобиля при неурегулировании спора имеет право обратиться в суд с иском о возмещении ущерба.

Как следует из Гражданского кодекса, вред в полном объеме возмещается тем, кто этот вред причинил (ст.933 ГК). Но в нашей ситуации речь идет о двух автомобилях, то есть о двух источниках повышенной опасности. Владелец источника повышенной опасности отвечает за вред, причиненный своим автомобилем. Неужели собственник машины, дверь которой открывал пассажир и повредил чужую машину, будет нести материальную ответственность за действия пассажира?

Тут закон предусматривает оговорку о том, что «вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности, возмещается на общих основаниях». Взаимодействие в нашем случае было. А «на общих» означает, что вред возмещается тем, кто повредил машину. Так что неосмотрительному пассажиру придется отвечать рублем. Если этот пассажир – ребенок, отвечать будут его родители (ст.942 ГК).

Вердикт

Конечно же, тот факт, что плотность припаркованных во дворах машин иногда зашкаливает, имеет место. Но это не снимает ответственности за повреждение чужого имущества и касается не только автомобилей, но и, например, имущества коммунальных служб, того же мусорного контейнера. Так что при всех похожих обстоятельствах справляться с этим нужно – таковы реалии жизни в современных новостройках.

#беларусь #авто #дтп #царапина
Что ещё почитать:

В Беларуси установлен рекорд: близняшкам исполнилось 99 лет!

Трагедия в Бресте: ночной пожар унес жизнь мужчины

Вода с лимоном: польза или опасность для здоровья? Спросили у эксперта

Пропавший житель Бреста найден мертвым

Кто имеет право на льготные тарифы при оплате коммунальных услуг?

ЦТ и ЦЭ в 2025 году: что изменится и что важно учесть

Возле Бреста сбили 14-летнего мальчика

В Германии из бака фуры белоруса на трассу вылился весь дизель