Проводник поезда. 18-летняя брестчанка рассказала о работе и романтике выбранного пути
«Брестский вестник» решил узнать, как обустраиваются молодые проводники на первом рабочем месте. Героиней нашей публикации стала 18-летняя брестчанка, проводник поезда № 658 сообщением Брест – Полоцк Вероника Шинкаренко. О том, почему она выбрала профессию проводника, оправдались ли ее ожидания, а также о романтике выбранного пути в интервью.
— Расскажи, когда и как ты решила, что хочешь быть проводником?
— Я уже четко решила, что хочу быть проводником, еще когда училась в девятом классе. Тогда нужно было принимать решение, где я хочу в дальнейшем продолжать обучение. Было это так. В детстве я часто ездила на поездах к бабушке, которая живет в Гомельской области. Постепенно стала интересоваться работой проводников, много за ними наблюдала, в какой-то момент решила, что хочу быть одной из них. Потом и старший брат, видя мой интерес, помог определиться с выбором профессии и посоветовал идти учиться в Брестский государственный колледж железнодорожного транспорта. Кстати, сам он его также оканчивал.
— Как проходило обучение на проводника и насколько путь к этой профессии сложный в целом?
— В некоторых моментах учиться было сложно, в некоторых — легче. За три года бывали разные ситуации. Мне, как девушке, конечно, непривычно было разбираться в технических моментах. А в учебе без них никуда. Например, приходилось изучать устройство вагона. Эти знания проводнику нужны, если вдруг случится нестандартная ситуация.
Большое впечатление у меня было от практики. Скажу честно: в какой-то момент я растерялась. Всё-таки раньше была теория, а тут настоящее место работы. Да и то, что мы проходили по учебникам, на деле выглядело гораздо сложнее. К примеру, когда зашла в котельное отделение вагона, не сразу смогла найти вентиль вестовой трубы. Или: на учебных плакатах в колледже подробно расписано устройство подвагонного оборудования, в реальности — я и другие студенты подошли к вагону, смотрим, видим колесную пару, аккумуляторную батарею, а там еще столько всяких механизмов! Сейчас вспоминаю с улыбкой, а тогда было не до смеха.
— Ты проработала уже месяц. Какие плюсы в этой профессии для себя находишь?
— Эта работа хороша для тех, кто любит быть постоянно в движении, а я одна из таких. Профессия проводника дает возможность увидеть другие города, новые места. В рейсах мы встречаемся с большим количеством людей, а это и возможность постоянного общения. Да и куда в нашей работе без дорожной романтики? Когда появляется свободная минутка, люблю смотреть в окно и наслаждаться видами. Несмотря на то что мой поезд большую часть пути едет ночью, в пути удается встретить рассвет — это незабываемое впечатление! Ну и, наверное, самый главный плюс — твоя работа полезна людям.
— Насколько отличались твои ожидания от реальной работы?
— Уже когда я пришла на работу, вовсю ощутила, что профессия проводника далеко не самая простая. Изначально думала, что выходных больше: было слегка непривычно, что провожу две ночи подряд в поезде. Уже, кстати, знаю, что Новый год встречу в рейсе, но это, в принципе, неотъемлемая часть профессии проводника — работать в праздники. Помимо этого, у проводника достаточно много обязанностей, в число которых, кстати, входит и уборка вагона.
Есть моменты, когда нужно применять физическую силу. К примеру, каждый раз при приемке вагона требуется проверить ручной тормоз, а поскольку я девушка миниатюрная, сделать это непросто. В отличие от учебной практики теперь вся ответственность за вагон и комфорт пассажиров лежит на мне. Поэтому в реальной работе встречаются и стрессовые ситуации. Ведь пассажиры бывают разные, иногда нужно сделать замечание в вежливой форме, всегда сохранять спокойствие при общении с конфликтным пассажиром. Бывают бытовые и где-то даже забавные ситуации: вот будишь ночью пассажира за 30 минут до остановки, а он опять засыпает. Поэтому частенько нужно проверять, проснулся ли человек, собрался ли, чтобы не пропустил в итоге свою станцию.
— Уже имея первый опыт, что можешь пожелать молодым людям, которые выбрали профессию проводника?
— По приходу на работу меня закрепили за молодежной поездной бригадой под руководством начальника пассажирского поезда Виктора Плинды. Средний возраст ребят, которые здесь работают, — 25 лет. Несмотря на их молодой возраст, они уже являются наставниками для начинающих проводников. Моя наставница, Кристина Луцик, проработала в профессии уже пять лет, и я могу к ней обращаться с любыми вопросами.
Поэтому молодым специалистам я также советую, придя на работу, не бояться просить помощи у старших коллег — они всегда помогут, подскажут, как поступить в той или иной ситуации. Не нужно бояться и тем более показывать свой страх и неуверенность пассажирам. Трудности есть в любой профессии, однако с опытом всё будет получаться намного лучше.
У нас насыщенная общественная и творческая жизнь. Молодежи дают себя показать с лучшей стороны. Я горжусь, что работаю в такой молодой поездной бригаде, ведь она не раз была в числе лучших на Белорусской железной дороге. Так что работать здесь мне однозначно нравится, и готова связать свою дальнейшую жизнь с профессией проводника.