Россияне едут в Беларусь за машинами: что и за сколько покупают?
После того, как по российскому авторынку ударили санкции и начались проблемы с поставками машин и запчастями, россияне обратили внимание на Беларусь. Здесь и предложений куда больше, и цены приятней.
Фото: Sputnik / Станислав Лобатый
В нашу страну российские автолюбители впервые за долгое время отправились не только как "перекупы", но и как частные покупатели. Сейчас некоторые модели в республике дешевле на $10-15 тысяч, чем в РФ. К тому же, нет ни таможенных пошлин, ни проблем с логистикой, ни языкового барьера между государствами.
Sputnik попробовал разобраться, действительно ли россиянам выгоднее купить авто в Беларуси, нежели у себя на родине, какие есть варианты, и сколько это стоит.
Россияне – почти все наши клиенты
Все белорусские автолюбители знают: больше всего предложений в одном месте – на авторынке в Малиновке за Минской кольцевой автодорогой. Это крупнейшая торговая площадка в республике, где можно найти как новые, так и "бэушные" легковушки, масла, шины, фильтра и прочие "расходники". Машины тоже на любой вкус: от намозоливших глаза и сравнительно недорогих Renault Meganе и VW Polo до редких Renault Talisman и электрокаров – американских Tesla и китайских Volkswagen e-Ladiva (аналог Jetta).
Клиентов не сказать чтобы много. Полтора десятка лет назад по рынку метались сотни людей в поисках новенького "Мерседеса", а за последний экземпляр готовы были чуть ли не драться. Сегодня такой активности нет и близко.
Тем не менее россияне едут, поясняет один из продавцов рыночной "комиссионки". В Литве и Латвии, по его словам, машины, может, и подешевле, но вариантов не много. В Швеции и Швейцарии можно найти в отличном состоянии, но цена будет сильно "кусаться". В Бельгии и Франции мало "живых" машин, а потому Беларусь – лучший сейчас вариант для желающих из России обзавестись новеньким и недорогим авто.
"Вообще россияне должны ездить везде, потому что покупать уже нечего у них в стране. А через год-два-три вообще все будет печально. Поэтому где есть машины, туда и едут люди. И все подряд они берут – свежепригнанных "американцев", "европейцев" и даже "мусор" 1998-2005 годов. Там же не все богатые люди. Сейчас россияне – почти все наши клиенты", - говорит собеседник.
В целом ситуацию на рынке он описывает так: "покупают, все продается, все хорошо". Что касается цен, они сильно не поднялись: в Малиновке они стартуют от $1700 и в редких случаях доходят до $60 тыс.
Покупают даже то, что никогда не покупали
Еще один продавец на рынке подтверждает слова предыдущего оратора: россияне составляют 80% от числа всех покупателей. Берут даже то, что никогда не брали.
"Например, Citroen С4, который раньше стороной обходили. Зимой из России ехали только "перекупы", сейчас уже те, кто для себя хочет взять", - отмечает он.
Предложений на белорусском рынке больше, чем на российском, но все равно не так много, как было в прошлом году: логистика поставок играет свою роль. Если раньше машина шла с немецкого аукциона две недели – максимум три, сейчас в лучшем случае – два месяца.
Но все, как и везде, решает ценник. В качестве примера некоторые продавцы приводят одну из самых дорогих машин на рынке – BMW X5 2017 года. В РФ такой аппарат стоит 70 тысяч долларов, в Беларуси – 55 тысяч. Даже с учетом обязательной установки ГЛОНАСС-трекера при покупке и оплаты утильсбора россияне останутся в существенной выгоде.
"Видят цены там, потом открывают цены здесь – понимают, что они кнопку ГЛОНАСС установят, и затраты все равно будут меньше", - поясняет собеседник.
Электрокары пока не берут
Еще один пример, но уже из среднего ценового сегмента, - Toyota Camry 2008 года. Седан с 2,4-литровым бензиновым двигателем и пробегом в 205 000 км в России продается за 850 тысяч рублей (13,5 тысяч долларов). В Беларуси стоимость подобного экземпляра (с тем же расходом и объемом движка) составляет при переводе на российские рубли 624 тысяч (9890 долларов).
"Тойоты все россияне забрали. Они любят эти машины", - констатирует другой продавец.
Из других предпочтений у российских автолюбителей – Renault Megane и Renault Scenic, а также Volvo. Основной ценовой сегмент – до 30 тысяч долларов.
Из электрокаров на рынке – Nissan Leaf II 2018 года за почти 22 тысячи долларов. На электронных белорусских площадках, впрочем, он торгуется дороже – за 24-28 тысяч. В России эту модель можно найти за 18-20 тысяч. Однако ни в России, ни в Беларуси "электрички" пока не сильно пользуются спросом.
Есть на рынке китайские электрокары в кузове Volkswagen Jetta, именуемые E-Ladiva. Запас хода – 280 км, батарея – 44 киловатта. По словам одного из представителей "комиссионки", несколько экземпляров продали в прошлом месяце.
Выгодно ли россиянам покупать в Беларуси?
Семья из Смоленска приехала в Беларусь за конкретной машиной – Volvo ХС60. Нужный вариант нашелся на рынке в Малиновке, но несколько не подошел по функционалу.
"У машин, которые продаются в дилерских центрах, нет дополнительных функций – удержание дистанции и дорожной полосы, которые помогают в дальних поездках. Мы часто ездим на далекие расстояния, этот функционал просто необходим", - отмечает Дмитрий, покупатель из России.
По его словам, в Беларуси ценник куда приятнее, чем в РФ и Европе. К тому же, между странами нет таможенных пошлин – при въезде в Россию нужно лишь заплатить утилизационный сбор. За ближайший уикенд он планирует выбрать здесь нужный автомобиль.
Еще один покупатель, Александр, говорит, что приехал в Беларусь за недорогой машиной и планирует уложиться в "двадцатку" (20 тысяч долларов – Sputnik).
"Пока занимаемся "зырингом" (подбираем варианты – Sputnik), планируем высокую машину. Вариантов хватает. Посидел за рулем нескольких автомобилей, пощупал, появилось впечатление. Может, что-нибудь и куплю сегодня", - отмечает он.