Россию могут отключить от SWIFT. Объясняем, чем это грозит и затронет ли белорусов
Угроза отключения России от системы межбанковских платежей SWIFT становится все более реальной. Пока неясно, коснутся ограничения лишь отдельных банков, как заявила ночью глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, или же блокировка будет полной. Непонятно также, ждать ли похожих санкций белорусам. Коротко напоминаем, что такое SWIFT и чем грозит отключение целой страны от этой системы.
Почему так много разговоров вокруг SWIFT
SWIFT — это сокращенное название частной межбанковской структуры (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications). Глобальный кооператив был создан в 1973 году — более 200 банков объединились, чтобы придумать способ обработки международных платежей. И сегодня системой SWIFT пользуются свыше 11 тысяч участников более чем в 200 странах.
Если очень сильно упростить, эту систему сравнивают с электронной почтой, которая позволяет участникам безопасно отправлять сообщения друг другу — делать заказы на товары, подтверждать платежи и проводить сделки. И таких сообщений проходит по 30-40 миллионов в сутки.
Разве можно просто взять и отключить банки от SWIFT?
SWIFT считается независимой организацией, которая не зависит от правительств отдельных стран. Но поскольку зарегистрирована она в Евросоюзе (штаб-квартира находится в Бельгии), компания вынуждена подчиняться общему решению стран ЕС и блокировать банки, которые попадают под санкции.
Отключение страны от SWIFT всегда считалось «крайней мерой», но на практике это решение уже было реализовано в отношении Северной Кореи и Ирана. Первое отключение Ирана произошло в 2012 году и стоило стране $6 трлн. Спустя 4 года запрет сняли, но в 2018 году санкции пришлось ввести снова.
О том, что Россию может ждать иранский сценарий, разговоры идут с 2014 года. До начала военных действий в Украине несколько европейских стран, в том числе Германия, выступали против такого решения — слишком высоки риски для экономики. Но в субботу вечером министры экономики и иностранных дел Германии заявили, что работают «над ограничением побочного ущерба» от отключения России от SWIFT, чтобы оно «затрагивало нужных людей».
В ночь на 27 февраля страны Евросоюза, США, Канада и Великобритания сообщили, что договорились отключить от SWIFT российские банки, которые уже попали под санкции из-за военных действий. При необходимости другие банки также отключат, уточнил официальный представитель немецкого правительства Штеффен Хебештрайт.
В SWIFT уже подтвердили, что готовы ввести ограничения для российских банков, как только европейские власти дадут более детальную информацию.
И что это значит для России?
SWIFT — не единственная межбанковская система, но самая популярная. И Россия входит в число ее крупнейших пользователей. Решение об отключении российских банков от SWIFT может всерьез ограничить потоки денег в страну, а это грозит реальными экономическими потерями. Даже сама по себе угроза заблокировать банкам доступ к системе способна запустить проблемы с ликвидностью, отмечает эксперт-аналитик, экономист BEROC Лев Львовский.
— Для удара по российским банкам и уменьшения ее депозитной базы лучшего решения, чем оставить возможность вывода капиталов, но постоянно говорить, что эта возможность может скоро пропасть, — и придумать нельзя, — считает эксперт.
Пока остается неясным, коснется отключение от SWIFT лишь отдельных банков или всей банковской системы России — именно от этого зависит масштаб последствий. В 2017 году глава «Сбера» Герман Греф говорил, что если все российские банки отключат от системы SWIFT, «холодная война покажется детской забавой». Но с тех пор прошло немало времени, и Россия готовилась к санкционному удару. Еще в 2015 году Центробанк создал альтернативную систему передачи финансовых сообщений (СПФС, или SPFC), сейчас в ней более 400 участников.
Если Россию отключат от SWIFT, через эту систему можно будет совершать все внутренние переводы. Поэтому банковского коллапса внутри страны эксперты не ожидают.
А вот связь с внешним миром в ситуации с полным отключением от SWIFT будет заблокирована. Дело в том, что к СПФС сегодня подключены лишь единичные иностранные организации — это банки Беларуси, несколько банков Армении, Казахстана, Киргизии и Армении. В прошлом году Россия также договорилась с Китаем о взаимных расчетах в обход международной системы. Но с остальным внешним финансовым миром Россию по-прежнему связывает именно SWIFT.
Отключение от этой системы сродни тому, что банку отрезали интернет-кабель — такие сравнения приводят аналитики. Можно будет передавать сообщения письмами или по факсу, но это неудобно, долго и дорого. Поэтому российский бизнес в этой ситуации ожидает затяжной локдаун.
Могут ли следом отключить Беларусь?
Не стоит исключать вероятность, что некоторые (в том числе крупнейшие) белорусские банки следом за российскими также отключат от SWIFT, говорит экономист Лев Львовский. При этом эксперт делает оговорку, что делать прогнозы сейчас сложно. Ситуация меняется слишком быстро, и реакция западных стран будет зависеть от хода боевых действий в Украине.
Если блокировка будет полной, Беларусь ожидает еще более тесная интеграция с Россией, предполагает эксперт. Для платежей вероятнее всего будет активно использоваться российская платежная система «Мир» — это аналог Visa и Mastercard. С этого года банки и магазины Беларуси уже обязали принимать эти платежные карточки.
В 2021-м, напомним, все белорусские банки также подключились к СПФС — российскому аналогу SWIFT, а это значит, что между Россией и Беларусью торговля не остановится.
— Но с другими странами торговля усложнится. Транзакции станут дороже, а это значит, что могут подорожать импортные товары, — прогнозирует Лев Львовский.
Отключение от системы международных банковских операций в первую очередь затронет юрлиц — именно они в большей степени пользуются функцией международных переводов, когда экспортируют товары и услуги. Но простых белорусов это также коснется, ведь уменьшение денежного потока в страну влечет за собой последствия в виде сокращения рабочих мест и урезания зарплат.
При частичной блокировке (не для всей территории Беларуси, а лишь для ряда банков), большинство юрлиц просто перейдут в банки, которые не находятся под санкциями, считают эксперты. В этой ситуации масштаб экономических последствий будет зависеть от того, какой объем рынка будут занимать попавшие под санкции банки.