Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Сдача квартиры в аренду: договор, налоги и прочие подводные камни

У вас есть в собственности свободная квартира, и вы хотите получать дополнительный заработок? Рассказываем, какие нюансы следует учитывать при сдаче жилья в аренду, чтобы из источника дохода она не превратилась в причину дополнительных трат.

Ищем арендатора

Если вы решили сдать квартиру внаем, то первое, что нужно сделать – это найти добросовестного арендатора. Идеальный вариант, если квартиросъемщик окажется вашим давним знакомым или найдется по рекомендации друзей (родственников). Если таковых нет, поместите объявление на одном или нескольких специализированных онлайн-ресурсах, либо обратитесь за пощью в агентство недвижимости.

Когда потенциальный квартирант найдется, кроме стоимости аренды, оговорите с ним сразу и другие важные для вас моменты. К примеру, порядок уплаты «коммуналки», возможность заводить домашних животных, ответственность за порчу имущества.

Согласно статье 49 Жилищного кодекса, сдать квартиру в аренду может только собственник жилья. Если в силу обстоятельств он не может заниматься этим лично, права наймодателя можно передать кому-то другому, оформив официальную доверенность. Если у квартиры несколько собственников, тогда понадобится согласие каждого из них.

Арендатор найден – заключаем договор

Договор – это документ, в котором закреплены взаимоотношения между арендодателем и съемщиком. Форму можно скачать с сайта Министерства по налогам и сборам, или взять бланки в расчетно-справочном центре по прописке арендодателя. Договор стороны заполняют в присутствии друг друга.

Кроме паспортных данных, в договоре обязательно надо прописать состав семьи нанимателя, адрес и площадь квартиры, которая сдается, размер и сроки оплаты (только в белорусских рублях), а также права и обязанности арендатора (по желанию). Договор должен быть составлен в трех экземплярах и заключен с момента фактического пользования квартиры нанимателем. Ого можно оформлять, как на определенный срок, так и бессрочно.

Независимо от того, на какой срок был составлен договор, его можно расторгнуть в любой момент по инициативе той или иной стороны.

После того, как договор составлен, его нужно зарегистрировать в расчетно-справочном центре, ЖЭС или исполкоме (в зависимости от местности).

Вместе с договором будьте готовы предоставить еще несколько документов:

  1. Заявление, подписанное собственником (оно заполняется на месте). Если у квартиры несколько собственников, тогда понадобится еще и письменное согласие каждого.
  2. Документ, удостоверяющий личность (паспорта обеих сторон).
  3. Техпаспорт квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Сама процедура регистрации проходит довольно быстро. С момента предоставления документов до легализации договора обычно проходит не более трех дней.

Сообщаем о своем решении в налоговую

После того, как договор будет зарегистрирован, собственнику квартиры нужно обратиться в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту прописки. С собой нужно взять следующих пакет документов: паспорт, копию договора найма, копию техпаспорта на квартиру, выписку из лицевого счета о количестве зарегистрированных в данном жилом помещении лиц (ее нужно взять в ЖЭС).

Далее ваш налоговый инспектор проверит все документы и через несколько дней пришлет по почте извещение о присвоении учетного номера плательщика.

Обращаться в налоговую придется только в том случае, если у вас раньше не было опыта сдачи квартиры внаем. Если квартира сдается не в первый раз, тогда в налоговую идти не нужно. В данном случае, регистрирующий орган оповестит налоговую самостоятельно.

Не забываем оплачивать подоходный налог!

Согласно закону, сдача квартиры на длительный срок предпринимательской деятельностью не является. Поэтому вам нужно будет уплачивать не процент от дохода, а фиксированную сумму налога. Его ставки устанавливаются областными и Минским городским Советом депутатов, и их размер отличается в зависимости от региона.

Традиционно, самый высокий налог в Минске. На момент написания материала за однокомнатную квартиру в столице нужно ежемесячно платить 34,30 руб. в месяц. В областных центрах налог составляет 32,20 руб. в месяц. В крупных областных городах (Лида, Барановичи, Борисов, Жлобин и другие) – 21, 10 руб. в месяц. В иных городах областного, районного подчинения и поселках городского типа – 15, 50 руб. в месяц, а в деревнях – 11,10 руб. в месяц.

Оплачивать налог можно двумя способами. Либо сразу за год (не позднее 1-го числа года, за который осуществляется уплата налога), либо за каждый месяц (не позднее 1-го числа месяца, за который осуществляется уплата налога). Удобнее всего это делать через ЕРИП. В качестве примера предлагаем пошаговую инструкцию для Минска: откройте Платежи ЕРИП – Налоги – Минск – ИМНС по району – Подоходный налог (квартсдача) – введите УНП большими латинскими буквами – уплатите указанную сумму.

Что грозит злостным неплательщикам?

Если вы сдаете квартиру неофициально, будьте готовы к финансовым потерям. По белорусским законам, злостных неплательщиков обязывают оплатить подоходный налог за весь период, в течение которого сдается жилье, а также пеню за просрочку. Помимо этого, собственнику грозит и административная ответственность за неуплату налогов.

#беларусь #недвижимость #квартира #аренда
Что ещё почитать:

Суд конфисковал трактор у предприятия — ущерб придётся возместить работнику

В Беларуси мужчина убил щенка из-за куска мяса: трагическая история жестокости

Сколько белорусов работает в сельском хозяйстве и какие у них зарплаты

ДТП в Бресте: 19-летняя водитель Fiat сбила пешехода

В Бресте изменяется расписание автобусов № 9, № 23А, № 25, № 32 и № 39Б

Брестская таможня, крупнейшая в стране, празднует сегодня свое 85-летие

С 1 января увеличивается базовая величина: какие изменения ждут арендаторов жиль...

ЦТ и ЦЭ в 2025 году: что изменится и что важно учесть