Селекционер из Высокого: «На одно дерево приходится по 10 – 15 сортов яблок»
Они впервые появились здесь в то время, когда еще летал самолет по маршруту Мурманск – Брест и адресом был целый Советский Союз. Как бы ни любила свою малую родину на берегу незамерзающего Кольского залива Людмила Помецкая, но всегда мечтала после зимней полярной ночи хоть на время оказаться в немноголюдной солнечной деревеньке, где много зелени и яблоки на траве.
Его предки в начале Великой Отечественной оказались в Хабаровском крае. Происхождение имели «от немцев» времен Екатерины и были депортированы из Херсона далеко за Урал. Случилось немало трагедий и потерь, разобщение семьи…
Позже тетя Виктора Эйхгорста вышла замуж за моряка-белоруса и вместе с ним переехала в Брест, а через несколько лет позвала сюда и мать Виктора. В армию он уходил уже из Бреста. Служил в Германии, остался на сверхсрочную…
Деревья с медальонами
С детства имел привычку самостоятельно зарабатывать карманные деньги: школьником на тарной базе сбивал ящики, на каникулах работал в стройбригаде, удалось потрудиться и в студенческом стройотряде, когда возводили жилой дом в Каменюках. Многому научился у опытных строителей, и когда надо было заработать на кооперативную квартиру, поехал в Казахстан, на целину, где строили много жилья…
Предприимчивости ему не занимать. К тому же начатое дело привык доводить до совершенства.
Лет десять назад, уже в Высоком, его разворотливый ум «зацепился» за идею создать свой сад из плодовых деревьев. Виртуозно овладел приемами прививки – постигал их в журнале «Хозяин» и в интернете, увлекся настолько, что сегодня сложно найти в саду яблоню или грушу, на которой было бы меньше десятка самодельных жестяных медальонов. Почти на каждой скелетной ветке – свой медальон с номером, под которым в книге учета – конкретный сорт, привитый на данном дереве. К осени оно пестрит плодами разного цвета и формы.
После основной работы (Виктор трудится слесарем) заходит в высоковский дом подкрепиться и спешит в Ковалики, где на опустевшей усадьбе родителей супруги ждет его сад сердца.
В это сложно поверить, но в его коллекции – до 200 сортов яблонь. Благодаря прививкам на одно дерево по 10 – 15 сортов здорово экономится площадь сада.Вот груша, увешанная медальонами с номерами, как новогодняя елка, – это Золотоворотская зимняя белорусской селекции, а на ней привито 18 других сортов.
Вот айва Золотистая – на нее привита «ради шутки» груша. А вот на такой же айве прижились привои айвы сортов Триумф, Мария, Цезарь, грушевидная и еще две безымянные… Все они хорошо переносят зиму, о чем сегодня говорят нежно-желтые плоды среди обильной зелени.
На маточных деревьях алычи, абрикоса и персика тоже по 6-8 привитых сортов. Как и на черешне…Но очевидно, что не всем им по нраву были зимние холода.
– Внушают доверие сеянцы оригинальной китайской груши как подвой, – рассказывает Виктор. – Плюсы в том, что эта груша легко переносит мороз, устойчива к болезням и вредителям, плоды быстрее созревают, да и появляются они уже на второй-третий год. Все эти свойства передаются привитым сортам груш… А вот яблоня-груша, и плоды ее с двойным вкусом, а он – бесподобный. Однако, к болезням дерево очень восприимчиво. Мне нравятся сорта яблонь из серии Синапов, они обычно неприхотливые и урожайные. Привлекают клоны японского сорта Фуджи – очень вкусное сочное яблоко, хорошо хранится, но яблони требуют много солнечных дней и профилактики болезней.
В этом году будет хороший урожай слив. Моя любимица – Чачакская Наиболее. Прекрасный сорт среднего срока созревания, выведен скрещиванием двух сортов венгерки. Вообще-то в моей коллекции около 70-и сортов слив. И если одновременно цветут 5-10 сортов, переопыление полезно – плоды вкуснее и крупнее. Заявленный вес некоторых из них, как, например, Оцарк Премьер, до 150 граммов.
Сложно найти здесь дерево, оставленное без «селекционного» внимания 58-летнего коллекционера. В приствольных кругах – мульча с соломой, а защита от повреждений при косьбе – широкие металлические кольца из старых бочек.
В саду трудится с особым энтузиазмом. Очень надеется, что со временем увлечет садоводством и сына-школьника, а пока хотя бы на время отвлечь от планшета и смартфона, дать ему понять важность его посильного вклада в общее дело.
Очевидно, что не хватает времени, чтобы навести здесь идеальный порядок. Но с правой стороны центральной тропы – роскошные сливовые деревья, ветви которых уже напоминают гирлянды. Слева, где раньше садили картошку, – персики, абрикосы, гумми, рябина крымская садовая, кизил и даже каштан съедобный и ягоды годжи… От выращивания винограда отказался из-за трудоемкости ухода, а чтобы шпалеры не простаивали напрасно, на его месте будет ежевика. В последнее время увлекся и лекарственными травами, одной только мяты у него восемь сортов.
О подвоях, привоях, черенках из питомников и сеянцах, выращенных из косточек или семечек, Виктор может говорить часами, в том числе о разочарованиях и своих ошибках. Он практик, его зеленое хобби переросло в серьезное увлечение, что радует результатом. Выходит, было бы желание…