Сергей Касперович, ректор БрГТУ: «Три новые траектории для вуза и абитуриентов»
О смене руководства в Брестском государственном техническом университете мы cообщали сразу после назначения ректором вуза Сергея Касперовича. Его предшественник Александр Баханович пошел на повышение в Минск, став первым заместителем министра образования. На передачу дел ушло некоторое время, но уже 31 января заместитель министра образования Александр Кадлубай и заместитель председателя облисполкома Вадим Кравчук представили коллективу БрГТУ нового руководителя, пишет «Вечерний Брест».
Сергей Касперович получил от своего предшественника в «наследство» один из флагманов высшего образования в регионе. Безусловно, новому ректору нужно время, чтобы вникнуть во все детали происходящих внутри университета процессов. Но Сергей Антонович нашел в своем плотном графике время, чтобы ответить на вопросы «Вечерки». И наш разговор мы начали с того, что волнует сегодня всех абитуриентов 2023 года…
Об университетских олимпиадах
– Брестский государственный технический университет – это та площадка университетского образования, которая способна апробировать все новации законодательства в отношении правил приема абитуриентов, которые закреплены в президентском указе. Все эти нововведения широко обсуждались на совещании у главы государства в Минске в декабре прошлого года. Новелл на самом деле немало. Одна из них – это университетские олимпиады, которые позволяют абитуриентам на ранних стадиях отобраться в вуз и без вступительных испытаний быть зачисленными в университет. Фактически в начале марта ребята могут стать студентами. Де-юре этот процесс, конечно, решится окончательно несколько позднее, когда человек завершит обучение в школе.
Поэтому одним из первых этапов приложения сил в БрГТУ была оценка подготовительных работ к университетской олимпиаде. В прошлые выходные прошел предварительный этап олимпиады по математике, в эти выходные проводим предварительный этап олимпиады по физике, а затем еще два февральских воскресенья будут проводиться заключительные этапы названных олимпиад. Победители получат право быть зачисленными в БрГТУ на выбранную специальность без вступительных испытаний. Считаю, что это хорошая новая траектория, которой ранее у вузов не было, но которая позволит отобрать на обучение одаренную молодежь, мотивированную, сознательно выбирающую университет и специальность. Это позволит и нам в будущем более уверенно смотреть на процесс обучения студентов, заниматься не только рутинной работой, но и инновациями. В нашей сфере это чрезвычайно важно: и строительство, и машиностроительная отрасль, и другие отрасли, для которых мы готовим кадры, активно осуществляют инновационную деятельность, и соответствующие компетенции у специалистов нужно формировать еще со студенческой скамьи.
В этом году только региональные вузы имеют право на проведение университетских олимпиад. И на текущей стадии я понимаю, что нам в будущем нужно наращивать предварительную активность и вовлекать побольше молодежи в этот процесс, чтобы была серьезная конкуренция среди абитуриентов. И мы имели бы возможность зачислять одаренную молодежь как на бюджетную форму обучения, так и на платную по результатам олимпиад.
О целевой подготовке
– Вторая новелла этого года, которую мы готовимся реализовывать масштабно, – это прием на целевую подготовку. Уже с прошлого года все организации Бреста и других крупных городов имеют право быть заказчиками целевой подготовки. Ранее такого не было: подобное право имели только организации, расположенные в сельской местности, в небольших городах с населением до 20 тысяч человек и на территориях, пострадавших от Чернобыля.
Уже сейчас мы ставим задачу перед ответственными лицами университета масштабно наращивать объемы целевой подготовки. Но в этой работе мы будем успешны только при активном вовлечении в нее наших заказчиков кадров. Предприятия, для которых мы готовим кадры, должны четко понимать: целевик – это и индивидуализация процесса обучения, и прохождение практики на предприятии, и выполнение курсовых и дипломного проекта для конкретной организации, и закрепление на рабочем месте сроком на 5 лет (или больше) в рамках соответствующего договора. И мы пытаемся организовать работу так, чтобы заказчики кадров, которые готовит университет, проявляли больше активности на стадии подбора абитуриентов. Университет с себя этой задачи также не снимает, но процесс приема на целевую подготовку – это тоже отдельная траектория. Абитуриентам, которые поступают на целевую подготовку, не нужно сдавать ЦТ, достаточно завершить обучение в школе (включая сдачу централизованного экзамена, как определено действующим законодательством) и пройти внутренний устный экзамен в вузе по первому профильному предмету (математика, физика и др.). И мы хотели бы, чтобы заказчики активнее подключались к процессу уже на стадии завершения ребятами учебы в школе и находили заинтересованных абитуриентов. Каналы могут быть самые разные. Существуют ярмарки вакансий целевой подготовки, которые позволяют найти друг друга предприятию, которое заказывает кадры, учреждению образования и абитуриенту (возможно, вместе с родителями). Не секрет, что родители оказывают влияние на выбор своего ребенка. И, наверное, в 17 лет это правильно – слушать советы старших. Поэтому для масштабной целевой подготовки нам важно вовлечь заказчиков в этот процесс, что мы и будем делать в ближайшей перспективе.
Отмечу, что БрГТУ может готовить кадры не только для предприятий Бреста и Брестской области. Заказчики могут представлять и Витебскую область, и Минский регион. Мы такие сигналы уже получаем. И не только по высшему образованию, ведь у нас есть и два колледжа. И Брестский политехнический колледж также получает предложения о том, что там может быть организована целевая подготовка кадров для машиностроительных предприятий Минска, Гомеля и не только. Конечно, мы тяготели и будем тяготеть к предприятиям Брестской области, но БрГТУ открыт и будет работать с организациями по всей стране.
Целевая подготовка востребована в тех сферах, где нужны уникальные специалисты, обладающие набором современных компетенций. Это и строительство, и все наши машиностроительные специальности, и IT-специальности, и электроника. Все эти направления есть в нашем университете и активно развиваются.
О централизованном экзамене
– С точки зрения организации репетиционного централизованного экзамена на уровне университета все было достаточно четко отработано и прошло хорошо. У наших сотрудников есть необходимый набор навыков, отработанных в ходе многих лет проведения централизованного тестирования. Технология проведения ЦЭ на стадии самого экзамена схожа с ЦТ. Безусловно, есть другие организационные моменты, которые предстоит доработать на уровне Министерства образования совместно с учреждениями образования и местными органами управления. Например, подвоз школьников к местам проведения ЦЭ и их возврат после экзамена. Есть дискуссионные вопросы. Например, если человек живет рядом с местом проведения ЦЭ, нужно ли ему после экзамена ждать своих товарищей, вместе с ними возвращаться в школу и только потом – домой? Предусмотрено также питание для школьников. Стоит вопрос, когда его предусматривать. Вот такие вопросы требуют оптимизации. У Министерства образования имеется вся информация, и я уверен, что к маю все алгоритмы будут четко выработаны.
Еще один важный момент – нахождение в аудитории проведения ЦЭ преподавателей-предметников. На ЦТ это запрещено. Если тестирование, например, по физике, то в аудитории не будет преподавателя физики. На централизованном экзамене иная ситуация: здесь предметник должен быть. Он в какой-то мере сможет направить тестируемых в нужное русло. Но еще предстоит определить, где проходит грань, за которую не может выходить преподаватель. Понятно, что он не будет решать за школьников задачки и подсказывать правильные ответы. Но нужен четкий алгоритм, и Министерство образования сейчас над этим работает.
Нам в какой-то степени даже легче. Ведь пунктов проведения централизованного тестирования в стране – 41. А пунктов проведения централизованного экзамена 144. Отсюда простой вывод: те, кто проводил ЦТ, имеют необходимые технологии и с проведением ЦЭ справятся легко. Выпускникам школ хочу сказать – не стоит бояться. Все будет организовано, вы ничего не пропустите, все будут зарегистрированы по спискам, РИКЗ подготовит пакеты заданий для каждого пункта проведения ЦЭ. Думаю, все сработают эффективно и без сбоев.
О советах своего предшественника
– С Александром Геннадьевичем Бахановичем у нас был небольшой период коммуникаций, когда он завершал свою работу в Бресте, а я – в Минске. Конечно, он давал определенные наставления и касательно работников и об общих подходах, чтобы не терять те темпы развития, которые набрал БрГТУ. Где-то давал советы, с кем и как работать, на кого можно положиться. Я ему благодарен. И у меня есть серьезная надежда, что Александр Геннадьевич, будучи первым замминистра и курируя высшее образование, при внимательном отношении ко всем вузам будет в хорошем смысле неравнодушен к нашему университету.
О Болонской системе образования
– Надо объективно оценивать реальность, в которой мы живем и работаем. Беларусь вместе с Россией исключена из руководящих органов европейского пространства высшего образования, из наблюдательной группы Болонского процесса. Соответственно, мы не принимаем участия в заседаниях и обсуждениях. Но надо четко понимать, что наша система высшего образования при всей своей самодостаточности должна работать в открытом формате взаимодействия. В первую очередь, с системой образования Российской Федерации, с нашими странами-партнерами на постсоветском пространстве, с китайской системой образования. Но есть идеи и по созданию образовательных систем, аналогичных Болонской. Главная цель – в обмене знаниями, опытом, чтобы молодежь могла получать не только университетские знания, но и познавала культуру, традиции других стран. Чтобы педагоги обменивались практикой и опытом. И такие вещи мы планируем серьезно развивать вместе с вузами России и других стран, с которыми находимся в дружеских отношениях.
О международном сотрудничестве БрГТУ
– От стереотипа о том, что мы заинтересованы только в привлечении иностранных студентов, нужно уходить. Да, мы с удовольствием привлекаем их, качественно обучаем и создаем необходимые условия, но также видим и растущий потенциал экономик стран, из которых к нам на обучение приезжают иностранные обучающиеся, и уровень образования в них. Визит нашего президента в страны африканского и азиатского регионов показывает, что вектор в сторону этих государств имеет место и в высшем образовании. Причем это и обмен студентами, и образовательные программы для преподавателей. С Китаем эти механизмы отлажены. Например, на младших курсах китайские студенты обучаются в своих вузах, на старших – уже у нас. Получают «двойные» дипломы. Все эти практики сохраняются, в том числе – с применением дистанционного обучения в разумных пределах.
О своей преподавательской деятельности
– Моя профессиональная практика сложилась так, что у меня практически не было перерывов в преподавательской деятельности даже на стадии работы в Министерстве образования. Всегда старался быть в контакте со студентами. Перечень учебных дисциплин, которые могу преподавать, достаточно широк: они касаются и макроэкономики, и прогнозирования экономической динамики, и математического моделирования экономических процессов. Надеюсь, что постепенно вольюсь в этот процесс и буду преподавать соответствующие курсы студентам нашего университета.
У меня достаточно открытый стиль преподавания. Он предполагает даже в формате лекций работу не однонаправленную, а общение, диалог со студентами. Если брать по аналогии со стилями управления, то мое общение со студентами обычно проходит в смешанном стиле. Если студент демонстрирует стремление к знаниям, то мой подход к нему будет демократическим. Но если студенту говоришь раз, другой, третий, а он не стремится понять, то тогда в ход идут другие методы. Образовательный процесс – это в том числе и мотивация. Кто-то обладает хорошей внутренней мотивацией, его не надо стимулировать, а кому-то мотивации не хватает – приходится прибегать к «методу кнута». Без этого в отдельных случаях не обходится. В целом стараюсь дать ребятам все возможности для самореализации. Авторитарным преподавателем я бы себя не назвал.
О вузе как точке притяжения
– На территории БрГТУ существует «Кветка-парк», созданный нашим студентом Кириллом Вавренюком. Это отличная инициатива, которая способствует повышению имиджа нашего университета. Такие проекты мы будем поддерживать, и любая разумная инициатива нашей молодежи будет приветствоваться. Вижу, что есть чем заняться. Можно создать зону отдыха для студентов и преподавателей, где будут обустроены удобные скамеечки, можно выпить кофе. Конечно, все это требует концептуально проработанной идеи – в формате экспромта сложно об этом говорить. Но мы намерены тесно взаимодействовать с городскими властями по части благоустройства и создания комфорта для жителей Бреста. Чтобы люди могли спокойно зайти на территорию университета, погулять по зеленой зоне, остановиться у фонтанчика. Он у нас, правда, требует внимания – обновления и реконструкции. Территорию перед главным корпусом можно тоже модернизировать, чтобы она была удобной не только для студентов и абитуриентов, но и для молодых родителей, пенсионеров. И университет тогда будет выполнять не только образовательную и научную функции, но также и функцию культурную – для жителей и гостей города.
О Бресте
– Город для меня не совсем новый, я бывал в Бресте, но обычно – в формате выходного дня. Знаковые точки – крепость, Советскую улицу, городские парки – посещал и раньше. Брест развивается. Для человека, который переехал из Минска, он не создает никакого диссонанса. Говоря английскими терминами, это именно City, а не Town. Крупный город, который позволяет получать все блага, дает возможности для развития, культурного досуга. И мне с семьей удается с удовольствием проводить здесь свободное время. И надеюсь, что, приехав в Брест работать в таком замечательном университете, смогу узнать этот город получше.
О хобби и спорте
– Помимо чтения профессиональной литературы и классических произведений, это, безусловно, спорт. Бег, лыжный спорт. К слову, я выступал и за команду Министерства образования по лыжным гонкам. В Бресте уже успел познакомиться с многофункциональной трассой на Гребном канале. Удалось покататься там на велосипеде. Можно, наверное, будет и на лыжероллерах… Спорт позволяет привести в порядок жизнь управленца: добавить движения, избавить голову от ненужных мыслей. Еще одно хобби – это путешествия. Сейчас, в основном, по родной Беларуси. Это действительно приносит радость и удовлетворение от того, как динамично меняется наша страна.
О профессиональном кредо
– Человеческое отношение к людям и эффективная работа.