Шлагбаум на Буге. Что, сколько и кому можно ввозить и вывозить через границу
Едва успели заработать новые реалии на пограничном переходе после весенней порции ограничений и изменения порядка записи на визы, как летом появились новые. На этот раз гораздо более ощутимые, пишет «Вечерний Брест».
Правила с исключениями
Многие уже наверняка слышали о новом пакете санкций ЕС, расширившим меры против Беларуси. На самом деле он не совсем новый. 29 июня был опубликован Регламент (ЕС) №2024/1865, который внес существенные изменения в уже действующий Регламент (ЕС) № 765/2006 об «ограничительных мерах в отношении Беларуси (далее – Регламент)». Скачать его можно здесь (ВНИМАНИЕ! 256 станиц на польском языке).
Для простых граждан, пересекающих границу с ЕС, важно знать, что впервые введены ограничения на вывоз ими из ЕС товаров, которые могут «способствовать, в частности, укреплению белорусских промышленных мощностей» (согласно списку в Приложении 18 Регламента). Кроме того, запрещен вывоз товаров для судоходства и предметов роскоши (последние определены в списках Приложения 25).
Запрещен ввоз в ЕС товаров, «которые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов», к которым, между прочим, относятся и легковые автомобили, и косметика с бытовой химией, и алкоголь с табачными изделиями. В общем, под запрет ввоза в ЕС попали все основные потребительские товары, производимые в нашей стране. Их отныне европейцы могут покупать только для дипломатических либо гуманитарных целей использования. Преимущественно у нас же.
Правда, путешественникам не стоит сильно паниковать. Регламент предусматривает возможность по разрешению компетентного органа государства – члена ЕС ввоза товаров, которые предназначены для строго личного использования физическими лицами, въезжающими в эту страну, а также их ближайшими членами семьи. Критерии же того, что считать личными вещами, компетентные органы стран ЕС определяют самостоятельно. Поэтому вполне логична ситуация, когда правила выезда из РБ в ЕС будут сильно отличаться в зависимости от страны назначения.
Например, в Польшу нельзя везти сигареты и алкоголь от слова совсем. Даже открытую пачку не пропустят. И потребуют от автопутешественников, чтобы владелец легковушки был в салоне в любом качестве. А вот прибалтийские соседи на этой неделе вообще запретили въезд и транзит легковых автомобилей с белорусской регистрацией. На основании той же статьи Регламента, что и Польша. Которая теперь стала единственной страной ЕС, пока пропускающей легковые авто с белорусской регистрацией через переход «Брест – Тересполь». Аналогично и по другим товарам. Поэтому сейчас следует внимательно изучать правила пересечения границы каждой конкретной страны ЕС, куда собираетесь въезжать даже транзитом.
Нельзя от слова совсем
Но, допустим, переехав на европейскую сторону и возвращаясь, вы захотите что-то привезти. Из-за того, что ныне ряд потребительских товаров могут быть упомянуты в 18-м или 25-м Приложениях Регламента (либо в обоих одновременно), надо изучать их оба. Что точно запрещено к вывозу физлицами из ЕС (не важно при этом, где товар был произведен)? Живые растения, срезанные цветы либо их луковицы, черенки и корни, а также листья, ветки и иные части растений, пригодные для составления букетов или декоративных целей, свежие, засушенные, окрашенные, отбеленные, пропитанные или подготовленные другими способами. А также глина, мел и многие виды дополнительных материалов для обустройства грунта.
Запрещен к вывозу большой перечень химических соединений, например нитриты и нитраты, оксиды и пероксиды алюминия, магния и прочих редкоземельных металлов. Поскольку объем никак не определен, даже небольшая банка удобрений для домашних растений может привести к проблемам на границе (но средства защиты растений, например фунгициды, должны пропускать). Точно так же под запрет попали краски, лаки (в том числе на основе синтетических полимеров, например акриловые) и дубильные вещества, чернила для картриджей струйных принтеров (черные и цветные).
Нельзя из ЕС вывозить в Беларусь трубы, трубки, шланги и их фитинги (например, соединения, колена, фланцы) из пластмасс и из меди (в последнем случае – если внутренний диаметр свыше 50 мм). Возможно, к их небольшому количеству в багаже придираться не станут. Но формально столь необходимые у нас при строительстве домов и дач части водопроводной системы могут вызвать к вам дополнительные претензии у таможни в ЕС. В целом очень много строительных и современных отделочных материалов отныне попало под ограничения. Поэтому поездки на их закупы стали фактически нецелесообразными.
Нельзя теперь везти автозапчасти, например для двигателей или подвески, шины (они упомянуты в Регламенте отдельно), корпуса и кабины автомобилей, а также моторные масла, стеклоочистители, антиобледенители и противозапотеватели. Под запретом электрические системы сигнализации (любой, в том числе для авто), а также питающие элементы и батареи. В последнем случае вопрос пропуска бытовых алкалиновых батареек тоже отдан на усмотрение таможенных органов стран ЕС.
Из наиболее популярной категории бытовых товаров под запрет ныне попали телефоны (любые), роутеры, коммутаторы, микрофоны, колонки, звуковая и видеоаппаратура, а также запчасти и гарнитура к ним, мониторы, дисплеи, цифровые камеры и записывающие видеокамеры, радиоприемники, телевизоры, электронные сигареты и прочие испарители (вейпы), антенные усилители.
Авторынок – вывоз или экспорт
В ситуации с авторынком под запретом экспорт автомобилей для перевозки до 10 человек (включая водителя) с двигателем внутреннего сгорания объемом от 1900 до 3000 «кубиков» и клиренсом, равным либо превышающим 165 мм, либо с объемом свыше 3000 «кубиков» и теми же условиями по клиренсу. Это значит, что, если машина имеет клиренс ниже 165 мм, ее можно экспортировать в Беларусь. Для дизельных авто отличие только в верхней планке объема двигателя: вместо 3000 «кубиков» указаны 2500. Запрещены к экспорту электромобили и гибриды с клиренсом, равным либо превышающим 165 мм.
Следует отметить, что клиренс современных легковых автомобилей для рынка США или Европы обычно находится в пределах 110—160 мм и считается от шасси до поверхности дороги, а вот в спецификации для нашего региона многие автомобили получали увеличенный дорожный просвет. Скажем, тот же Volkswagen Polo Liftback имеет от земли до нижней точки кузова 163 мм, Renault Logan — 155 мм, а Kia Rio — 160 мм. Но у Rio X уже 190 мм. Клиренс больше 160 мм характерен для кросс-версий и кроссоверов. Например, для Ford Escape заявлено 198 мм, для Chevrolet Equinox — 193 мм, для Peugeot 3008 — также 198 мм.
Следует также пояснить, что под экспортом понимается выезд снятого с учета автомобиля (на транзитных номерах). А под вывозом – выезд любого автомобиля. Например, в общем запрещен вывоз в нашу страну любой спецтехники (пожарных машин, кранов, асфальтоукладчиков и т. д., кроме гуманитарных случаев либо в чрезвычайных ситуациях). А вот для большинства видов грузового и пассажирского транспорта установлен запрет только экспорта.
Ну и запрещены к вывозу все машины с двигателями, отличными от ДВС, дизеля либо электромотора, а также специально спроектированные кары (например, гольф-кары). А также сиденья в авто любых типов.
Шоп-туры в Европу сокращаются
Отдельного упоминания стоят предметы роскоши из Приложения 25 Регламента. К ним отнесли любой транспорт (наземный, воздушный, морской) стоимостью свыше 50 тыс. евро и запчасти к ним, а также мотоциклы стоимостью свыше 5000 евро и запчасти к нему, предметы коллекционирования из металлов, в т. ч. вышедшие из употребления деньги (боны, монеты, ножи, прочая утварь), ковры, трюфели, икру (в том числе произведенные на их основе продукты) стоимостью 300 и более евро за штуку (упаковку), оптическую и цифровую аудио-, фото и видеотехнику стоимостью 1000 евро и приборы ночного видения, тепловизоры и прицелы (независимо от стоимости). Они не подлежат экспорту в Беларусь. Можно ли их ввозить в нашу страну в личном багаже, решать будет таможенная служба на погранпереходе.
Как видим, мотивы ехать в шоп-туры в Европу сильно сократились. Отпала почти вся автомобильная и строительная тематика. А первоначально были случаи отказа в пропуске любого товара, кроме продуктов и лекарств. Из-за усложнившейся процедуры и увеличения времени прохода границы, а также учитывая предпочтение поехать на автобусе, многие путешественники не отмечают ВАТы (НДС, подлежащий возврату при вывозе товара за пределы ЕС).
Поэтому очереди из легкового транспорта в среднем за сутки заметно сократились в пункте пропуска «Брест» – до 95-100 автомобилей, очередь автобусов осталась прежней – 40-45. Очередь из грузовиков в «Козловичах» выросла (на момент написания материала она насчитывала 500 фур), что, скорее, связано с усилением проверок транспорта польскими службами. Ведь теперь перевозчикам из ЕС требуется по запросу компетентных органов раскрывать структуру собственности: Регламент запрещает перевозки тем компаниям, в которых имеется 25 и более процентов участия белорусов без хотя бы временного вида на жительства в одной из стран ЕС.
«Целевая аудитория» – простые граждане
Для анализа последствий принятия новой редакции Регламента еще прошло мало времени. Пока же можно отметить, что в его основу при разработке был положен в основном польский опыт запретов транзита грузов. Также очень заметен баланс интересов именно приграничных стран: запрещая вывоз одних товаров (бренды которых в основном ушли с рынка России и Беларуси и завозились путем «серого» импорта), Евросоюз оставил возможность вывозить другие, которые и составляли более половины оформляемых в ВАТ-декларациях. Можно по-прежнему возить стиральные машины, сушилки, ноутбуки и компьютеры всех типов, бытовую технику для ухода за домом и приготовления пищи. Которая в большинстве случаев производится на заводах этих стран, в частности Польши.
Особняком здесь стоят телевизоры, но их, видимо, решили принести в жертву, потому как они не составляют отдельную подгруппу кодов ТН ВЭД (которые использованы при составлении списков Приложений 18 и 25 Регламента). Кроме того, из всего перечня потребительских товаров и транспортных средств в упомянутых приложениях только они вместе с растениями и товарами для них, а также автомобилями, водными и воздушными судами могли представлять нашей промышленности возможности для развития в виде образцов для копирования.
Лишь примерно 15 процентов позиций, запрещенных к вывозу либо экспорту товаров в Приложении 18 Регламента, относятся на самом деле к инвестиционным товарам, еще процентов 20 – к промежуточным, которые могут быть использованы в качестве компонентов в производстве конечных товаров. Остальное – товары потребительские либо для их обслуживания.
Поэтому основная «целевая» аудитория данных ограничений не столько бизнес, сколько наши граждане. Которым придется либо перейти на белорусские товары, либо покупать привычные по более высокой цене. Которые теперь поедут к нам, скорее всего, через Турцию или иные региональные державы Азии, которые не будут сильно блюсти европейские санкции и требование внести в контракты оговорку запрета реэкспорта в Беларусь. Особенно это касается автомобильного рынка и рынка запчастей, учитывая, что основу частного автопарка у нас пока составляют бренды из европейских и иных недружественных стран.
Меньше ездят – меньше привозят импорта
Несколько месяцев уйдет на адаптацию к новым условиям. Объем ограничений достаточно велик, для его изучения и модификации таможенных баз данных требуется время. Однозначно будут эксцессы на границе и разная правоприменительная практика, причем на одном и том же пункте, но разными сменами. В этом же ключе рассматриваю и очередные изменения в системе подачи документов на шенгенскую визу.
Изменения поставили жителей западных областей в более привилегированное положение, поскольку выбор центра подачи документов на визу по наиболее популярным направлениям привязан к месту регистрации заявителя. А большинство визовых центров как раз в Брестской и Гродненской областях. Остальным придется искать счастья в основном в Минске. Для Беларуси в этом есть польза: меньше ездят – меньше привозят импорта. А значит, больше тратят по месту жительства. И если даже не на белорусские бренды, то в кассу белорусских торговцев точно. А польские, например, коллеги в Бяла-Подляске, Тересполе или Белостоке пострадают от европейских санкций.
Формально их добавили за поддержку России и за так называемый «миграционный кризис». Но поскольку изменяемый Регламент был впервые введен в 2006 году и по совсем другим основаниям, то даже мирный договор по Украине не вернет все автоматически в точку «как было раньше».