Штрафы за любую оплошность? Как камеры будут перевоспитывать водителей рублем
В Беларуси много говорят о камерах фотофиксации, но, к счастью или к сожалению, наши системы далеко не так продвинуты даже в сравнении с комплексами в соседней Россией. На что вообще способны современные технологии? Если вкратце – очень на многое, пишет Автобизнес.
Не остановился – штраф
Вроде бы знаки "Стоп" расставлены на дорогах вовсе не просто так, но иногда гораздо проще их не заметить: зачем останавливаться, если дорога и так хорошо просматривается, и ничто не мешает ехать дальше? К этой привычке тоже могут приучить камеры, которые просто пока не добрались до Беларуси. А ведь еще они умеют распознавать и заезды за стоп-линию, что также соблюдается далеко не всеми и всегда.
Остановился – штраф
Другая проблема городов, особенно крупных – заторы на перекрестках. Хотя ПДД и оговаривают этот пункт, ситуация весьма распространенная. Водители выезжают на перекресток, в надежде проехать дальше, но что-то идет не так и им приходится останавливаться прямо на пересечении дорог. Потом загорается зеленый сигнал светофора уже с другого направления – как итог, на перекрестке творится неразбериха.
В Беларуси нет вафельной разметки, но исключать возможность ее появления в обозримом будущем не стоит – а уж с разметкой наверняка появятся и камеры, следящие за остановкой на ней.
Проезд на "розовый"
Проезд перекрестков на желтый, а то и красный сигнал светофора – особенно болезненная тема. Решение проскочить иногда заканчивается серьезными ДТП, решение остановиться заставляет нервно поглядывать в зеркало заднего вида – вдруг водитель сзади не ожидает соблюдения ПДД? Сумятицу вносят и ПДД, которые разрешают продолжать движение на желтый сигнал, если без экстренного торможения не обойтись. Решение таких задач также можно возложить на камеры. А уж будет ли кто-то доказывать невозможность остановиться – вопрос другой, тем более что без экспертизы выяснить такие подробности наверняка вряд ли удастся.
Не пристегнутый ремень
"Да здесь ехать пять минут", "мне неудобно", "ремни тоже могут приводить к печальным последствиям в ДТП" – трудно сосчитать отговорки, которыми прикрываются не пристегнутые водители. Развитие информационных технологий позволяет вполне успешно отлавливать на камеры и такие нарушения. Приведем в пример соседнюю Россию, где распознавать наличие или отсутствие ремня безопасности учили нейросеть.
Процесс этот не самый простой, но все же реализуемый. Без ошибок, конечно, никуда, но тогда в этот процесс уже подключаются люди, которые наверняка смогут принять правильное решение.
Использование телефона
ПДД запрещают использовать телефоны во время движения, послабление делается лишь в отношении разговоров по громкой связи. Много ли водителей четко следуют этому правилу? Думаем, вопрос скорее риторический. Ответ на который вновь может найтись также у камер фотофиксации. С ними за связь придется платить куда больше обычного.
Отсутствие шлемов у мотоциклистов
Шлем у мотоциклистов, как и ремень безопасности в авто, – мера скорее личной безопасности и отношения к ней. Хотя в ПДД это прописано однозначно: и водитель, и пассажир двухколесного транспорта обязаны передвигаться в застегнутых шлемах. Можно ли за это штрафовать? Технически такие возможности существуют – в той же России о подобных камерах рапортовали еще как минимум в прошлом году. Принцип тот же, что и за отсутствие ремня безопасности, и за разговор по телефону – работает нейросеть.
Штрафы для пешеходов и не только
Водители довольно часто (и в какой-то мере справедливо) обижаются на пешеходов, велосипедистов, самокатчиков и прочих участников дорожного движения, которые не обозначены номерным знаком. До антиутопии с променадами с "номерами" на видных местах нам еще далеко, но прогресс так или иначе наведет порядок и здесь. Возьмем в пример хотя бы смартфоны, где разблокировка при помощи распознавания лица уже стала нормой.
Возможно ли что-то похожее реализовать уже в больших масштабах? Подобные системы уже существуют и в будущем будут развиваться еще активнее, пусть и корректность их применения соответствующими органами вызывает массу споров. Такие системы – тема отдельного обсуждения, потому скажем проще: "большой брат", следящий за всеми и вся, уже не совсем удел фантастических фильмов.
Грязный выхлоп
Ладно, все предыдущие пункты еще хоть как-то можно уложить в голове – по крайней мере, они должны сопровождаться доказательствами в виде фото. А как вам идея штрафовать тех, чьи автомобили явно нарушают все возможные экологические нормы по выхлопу? В мире существует и такое решение под название EDAR – от Emission Detection and Reporting. Система достаточно сложная, но при этом по заявлениям создателей работает она точно и без проблем.
За что еще можно штрафовать?
С учетом даже нынешних технических возможностей – буквально за любую провинность. Как сообщает Autonews со ссылкой на Департамент транспорта Москвы, за последние годы камеры научились распознавать 59 видов нарушений. Нарушения правил остановки и стоянки, рядности движения, езда между полос, отсутствие ближнего света, заезды под "кирпич", движение задним ходом, езда по выделенной полосе – в общем, почти любые провинности.
Разве что "бесправники" и пьяные водители оказываются не у дел – если выхлоп автомобиля научились распознавать хотя бы зарубежные системы, то "выхлоп" водителя остается на его совести. Но и на эту проблему технический прогресс смотрит с оптимизмом – алкозамки пусть и не распространены массово, но также вполне успешно существуют.