Скандал на ЦЭ: что известно к этому моменту
Накануне в Беларуси стали известны результаты первого и самого массового экзамена – по русскому и белорусскому языкам. Полученные баллы удивили многих абитуриентов и их родителей, которые пытались найти ответы на свои вопросы в РИКЗ и Министерстве образования.
Фото: Sputnik / Максим Богодвид
Напомним хронологию событий: выпускники школ в этом году впервые сдавали ЦЭ – это новые экзамены в виде тестирования. Первое испытание – по языкам – прошло 14 мая. Второе – по любому предмету на выбор – состоялось 21 мая.
Пока известны результаты только первого экзамена, итоги второго должны опубликовать в начале июня. Однако уже можно сказать, что абитуриенты и их родители недовольны результатами экзамена, они считают, что полученные баллы – неправильные, и требуют их пересчета.
Sputnik собрал все, что известно на данный момент вокруг скандала на ЦЭ.
"Штурм" РИКЗа
После того, как 29 мая ученики получили результаты за первый экзамен, их родители пришли в РИКЗ в попытке выяснить, каким образом производился подсчет баллов на ЦЭ. По мнению многих, баллы должны были быть существенно выше, чем они оказались на самом деле.
В распоряжении редакции Sputnik Беларусь оказалось видео горячей дискуссии в Республиканском институте контроля знаний, который занимался подсчетом баллов. Пытаясь перекричать друг друга, беспокойные родители в режиме "турбо" задавали вопросу директору РИКЗ. Тот, в свою очередь, утверждал, что система подсчета баллов не менялась после ЦТ-2022.
"Странная" система и фейковые баллы
Родители разводили руками: дескать, почему тогда система подсчета выглядит странно – за одну ошибку снимают 10 или 14 баллов. Ведь на последнем этапе РТ, к примеру, схема расчета была совсем другой.
Были вопросы касательно того, почему у многих первичные и тестовые баллы совпадают. Напомним, что первичные баллы – это те, что начисляются за каждый правильный или частично верный ответ. После чего эти баллы конвертируются в тестовые. Формулу перевода РИКЗ не публикует.
"Признайте ошибку, пересчитайте баллы…Если здесь нас не услышат, мы едем в министерство (образования)", - заявляли папы и мамы 11-классников во время дискуссии в РИКЗ.
Кроме того, после появления результатов в сети начали появляться скриншоты с баллами выше 100 или дробными значениями (у кого-то было 400, а кого-то и вовсе 0,000000074). Организаторы ЦЭ тут же заверили, что это стопроцентный фейк, и призвали не обращать внимание на подобные вещи.
Пересчета не будет!
В институте заявили, что результаты, которые видят ученики на сайте в своих личных кабинетах, правильные, и никакого пересчета производиться не будет. Что касается первичных и тестовых баллов, то они могут совпадать – такова методика расчета.
"Возможно, она недостаточно простая, чтобы можно было самому на пальцах как-то считать", – отметил директор РИКЗ Юрий Миксюк.
В Министерстве образования в комментарии Sputnik также сказали, что отметки, полученные на централизованном экзамене, не подлежат пересмотру. Это предусмотрено правилами аттестации, которые были приняты в 2022 году в связи с введением ЦЭ.
Президент отреагировал
По поводу скандала вокруг ЦЭ высказался даже президент страны. Во вторник, 30 мая, глава государства проводил кадровый день, однако не упустил возможности прокомментировать "горячую" тему.
По его мнению, система подсчета баллов на экзамене должна быть более понятной, поскольку многие не понимают, как они формируются. Со всеми возникшими вопросами по этой теме Александр Лукашенко потребовал разобраться администрации президента и компетентным органам.
Решение найдено
Спустя время глава Минобра Андрей Иванец сообщил о создании межведомственной рабочей группы, которая будет заниматься комплексной проверкой корректности расчетов, выполненных РИКЗ. В нее войдут математики и информатики, а также специалисты по обработке результатов.
"В случае выявления ошибок министерством образования будут приняты все необходимые меры по их устранению", – заверил министр.
По его словам, у министерства есть предложение, чтобы полностью уйти от перевода первичных баллов в тестовые. Благодаря такой системе каждый выпускник будет понимать, сколько баллов (2, 5 или 10) он будет получать за конкретную задачу в зависимости от ее сложности.
Такая система не потребует дополнительных технических инструментов для перевода первичного балла в тестовый и соответственно облегчит процедуру выставления оценки на ЦЭ.