Сломать в мороз элементарно! Типичные зимние неприятности, в которых часто виноват сам водитель
Многие автомобилисты не любят зиму из-за того, что технике приходится нелегко, порой она не выдерживает и ломается. В этом есть доля истины, но правда также и в том, что некоторые проблемы провоцируют сами владельцы.
Прихватило? Оторвать!
Начнем по порядку. Подходите морозным утром к машине, пытаетесь открыть дверь – она не поддается. Или замок замерз, или уплотнители по периметру проема прихватило. Тут не стоит действовать наскоком: попытки открыть дверь должны быть аккуратными, в конце концов, можно попробовать сначала открыть не водительскую, а пассажирскую, заднюю или вообще крышку багажника (что особо подойдет в случае с хэтчбеком или универсалом).
Но не у всех хватает терпения. А попытки решить вопрос быстро и силой могут закончиться сломанной ручкой или оторванным уплотнителем. И да, можно винить во всем мороз, но риск подобных ситуаций можно значительно сократить, если заранее обработать замки, а на резинки нанести силиконовую смазку.
Этот посадить, тот спалить
С горем пополам попали в салон, пытаетесь завести двигатель, а тот ни в какую. Почему и что делать – тема для отдельного разговора. Мы же сейчас о том, что чрезмерно активные попытки оживить мотор могут посадить аккумулятор и даже спалить стартер.
В мороз емкость батареи падает, даже правильно подобранный и исправный аккумулятор при низких температурах может дать возможность совершить не очень большое количество попыток пуска, а если он доживает последний сезон, этот счет идет на единицы. Дальше его силенок (а точнее, выдаваемого пускового тока) просто не хватит. Так вот, если видно, что двигатель даже не пытается "схватить", не стоит мучить аккумулятор, высаживая его в ноль. Надо разбираться с причиной затрудненного пуска, а не создавать себе еще одну проблему.
В мороз стартер и так под ударом, особенно на старом автомобиле. А слишком настойчивый владелец может его доконать, если не будет делать паузы между попытками запустить двигатель. Собственно саму попытку лучше не затягивать более чем на 10-12 секунд (вообще, конечно, чем меньше, тем лучше, но бывает, что только более длительное прокручивание коленвала в таких условиях позволяет мотору запуститься). А интервалы между попытками должны быть хотя бы по 30-40 секунд.
Очистить любой ценой
Ура, завелись! На радостях включаем стеклоочиститель – и рискуем увидеть, как, дернувшись, щетки замирают и не подают больше признаков жизни. Это из-за того, что они примерзли к стеклу, а вы не освободили их из плена. Если отделались сгоревшим предохранителем, считайте, что повезло. В противном случае можно "попасть" на электродвигатель. Впрочем, вероятность такого развития событий невелика, хотя и ее можно увеличить при настойчивых попытках включить очиститель.
Поэтому, если есть риск примерзания "дворников", сначала очистите их и стекло ото льда, только затем включайте. И возьмите за правило перед пуском двигателя в таких условиях проверять, чтобы стеклоочиститель был выключен и не находился в автоматическом режиме.
Аналогичная история и с омывателем стекол и фар: если жидкость в бачке замерзает, можно спалить предохранитель или вывести из строя сам моторчик. И опять же риск возрастает именно при настойчивых попытках помыть стекло.
Открыл, блин, окно!
И точно так же при попытке открыть окно можно вывести из строя стеклоподъемник. Обычно, если стекло примерзло к уплотнителю и не двигается с места, высок риск сломать пластиковую шестерню (в некоторых механизмах это традиционно слабое место). Реже выходит из строя мотор или разваливаются "уставшие" сочленения тяг. В любом случае вы рискуете остаться в мороз с открытым окном. Так что, прежде чем опускать стекло, убедитесь, что его движению ничто не мешает.
Когда на "ручник" лучше ставить, а когда не стоит
Пока двигатель прогревается (а в минимальном виде это необходимо), поставьте машину на стояночный тормоз. Зачем, если в глубоком снегу автомобиль и так никуда не покатится, а в случае с автоматической коробкой можно использовать режим P? "Ручник" стоит постоянно использовать для того, чтобы он не выходил из строя. Ведь именно от бездействия быстрее закисают тросы в оболочке, прихватывает и механические исполнительные механизмы. Это же, кстати, относится и к электромеханическому стояночному тормозу, у которого привод также может быть уязвим из-за воздействия внешней среды.
Вот надолго оставлять машину так не стоит, особенно если задние тормозные механизмы – барабанного типа. В условиях повышенной влажности скапливающаяся вода может замерзнуть и прихватить тормоза. А если счет идет не на часы, а на дни и недели, то механизм просто может закиснуть. В любом случае машина е сдвинется с места. Собственно говоря, это тоже ошибка владельца – оставлять на длительную стоянку автомобиль на "ручнике".
В этом случае вариантов несколько. Можно попробовать все же расшевелить механизм за счет вращения колеса, то есть просто проезжаем несколько метров вперед-назад, пытаясь разблокировать тормоз. При этом учитывайте, что на снежно-ледяном покрытии это сделать сложнее, на асфальте – проще, но если колесо не разблокируется, вы рискуете повредить шину, да и вообще нагружаете подвеску и трансмиссию (если это ведущая ось).
Второй вариант – простучать молотком по корпусу барабана, но тут важно, с одной стороны, делать это достаточно сильно, чтобы был эффект, с другой – не переусердствовать. Наконец, можно попробовать разобраться с проблемой на месте, если есть необходимый инструмент. В противном случае эвакуатор в помощь.
Оно вдруг треснуло!
Сразу после запуска двигателя поток воздуха стоит направить на лобовое стекло. По мере прогрева двигателя будет становиться теплее и воздух – так вы избежите резкого перепада температур. А вот если на прогретой машине уже горячий воздух вдруг резко перевести на стекло, оно может треснуть. Еще одна ситуация, при которой возможен опасный перепад температур, – длительная подача холодного омывателя на прогретое стекло. Такое редко, но бывает, так что лучше проявлять в подобных ситуациях осторожность.
Мороз ударил – пластик затрещал…
Стоит помнить о том, что при сильном падении температуры некоторые материалы, прежде всего пластик, становятся менее эластичными и более хрупкими. И те нагрузки, которые легко переносятся в любое другое время, в мороз могут привести к поломке. Самое элементарное – нежные фиксаторы пластиковых колпаков, заглушек в бамперах, собственно сами заглушки и решетки, а в случае с некоторыми автомобилями – и сами бамперы.
Поэтому, если нужно снять колпак или заглушку, старайтесь обращаться с фиксаторами аккуратно, если есть возможность – предварительно прогрейте их (дыханием, горячей водой и т.д.). И более ответственно относитесь к контактной парковке в сугробы: именно в мороз пластиковый бампер может оказаться неожиданно нежным.