Стала известна самая уязвимая для мошенников категория граждан. Вы удивитесь, но это не пенсионеры!
Рассказываем о наиболее распространенных схемах преступлений, что делать, если вам позвонили неизвестные, как себя вести, если уже предоставил данные. Выяснили, кто чаще всего попадается на удочку кибермошенников.
Количество киберкраж каждый год растет во всем мире. Злоумышленники придумывают изощренные методы выманивания конфиденциальных сведений с чужих банковских карт. На первом месте по распространенности сегодня – телефонные махинации и воровство денежных средств с помощью фишинговых сайтов.
На днях УСК по городу Минску возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 212 «Хищение имущества путем модификации компьютерной информации, совершенное в особо крупном размере». 26-летняя минчанка лишилась более 40 тыс. рублей после разговора с лжесотрудником банка. На мобильный телефон девушке позвонил неизвестный мужчина. Он представился работником службы безопасности одного из банков и сообщил, что со счета минчанки пытаются списать деньги. Мошенник убедил девушку в необходимости перевести все средства на «безопасный» счет, для чего она предоставила звонившему сведениями обо всех картах, зарегистрированных на ее имя. Она также сообщила ему коды из SMS-сообщений.
После перевода денег злоумышленник заявил, что воры успели оформить на минчанку кредит. Чтобы отменить операцию, он предложил оформить новый кредит. По словам потерпевшей, звонивший был очень настойчивым и даже угрожал уголовной ответственностью за отказ совершить требуемые им действия. В итоге девушка оформила кредит на сумму более 17 тыс. рублей.
Потерпевшая сообщила данные только что полученной кредитной карты, включая CVV-код. Назвала она и код из SMS-сообщения, который требовался для подтверждения операции. Не обратив внимания на предупреждение, что эту информацию нельзя сообщать даже сотрудникам банка, девушка выполнила все требования звонившего.
К сожалению, подобных примеров масса. Мы уже рассказывали, как действуют «аферисты-романтики» в соцсетях. В прошлом году количество любовных афер возросло почти на 20%. Одиночество и пандемия создали для мошенников идеальные условия, ведь их жертвами становятся люди, ищущие любовь. В большинстве случаев жертвы «аферистов-романтиков» – одинокие женщины.
Как себя вести, если вам позвонили
Правоохранители безустанно предупреждают, что деньги с карт-счетов крадут, только если держатель карты сообщит ее реквизиты третьим лицам. Но киберграбежи совершаются вновь и вновь.
Напомним: ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам, высылаемым неизвестными собеседниками. Нельзя предоставлять третьим лицам сведения об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге.
Если вам звонят с подобными просьбами и представляются сотрудниками банка, прекратите этот разговор и при необходимости перезвоните в клиентскую службу вашего банка. Номер, по которому можно звонить круглосуточно, указан на банковской карте.
Что делать, если уже сообщил пароли от карт?
Если человек сообщил мошеннику пароли от карт, прежде всего, их надо срочно заблокировать. Может произойти и так, что жертва сообщила еще и паспортные данные, которые нужны для получения доступа к МСИ. Межбанковская система идентификации дает последующий доступ в интернет-банкинг. Если клиент предоставил доступ в интернет-банкинг, надо позвонить в контакт-центр для блокировки системы.
К сожалению, если мошенникам удалось выманить данные и оформить онлайн-кредит, его придется выплачивать. Не забудьте обратиться с заявлением в банк и милицию для поиска мошенников. Но, как показывает практика, раскрываемость по таким уголовным делам не превышает 15%. Правоохранители объясняют это тем, что мошенники научились действовать быстро и виртуозно, вычислить их крайне сложно.
Кто обычно страдает от кибермошенников
Правоохранителям удалось составить портрет среднестатистической жертвы. Самыми уязвимыми являются экономически активные мужчины и женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Причем женщины из данной категории становятся жертвами в 60% случаев. Не редко в сети мошенников попадают и пенсионеры от 60 лет и старше.
Например, год назад основным способом совершения киберпреступлений стало создание фейковых страниц в «Одноклассниках». Люди старшего возраста активно пользуются этой социальной сетью.
В 2021 году кибермошенники сконцентрировались на хищении персональных данных граждан и компаний для дальнейшего использования, в том числе продажи. Злоумышленники перешли в Viber и Whatsapp и стали действовать от имени сотрудников службы безопасности банка, кредитной организации или правоохранительных органов. Активно использовали злоумышленники и схему, связанную с продажей товаров через популярные доски объявлений.