СТО без согласования увеличила цену и не отдает машину без оплаты
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Каждый владелец автотранспорта так или иначе обращался к услугам СТО. Деятельность подобных организаций четко регламентируется белорусским законодательством, но то тут, то там происходят истории, свидетельствующие о том, что о правилах знают не все. Эта история именно об этом.
В редакцию ABW.BY обратилась наша читательница Лариса, и вот что она сообщила:
«Сдали машину в автосервис в ремонт. Там устно озвучили стоимость ремонта – 260 рублей. Мы согласились на такую сумму, оставив машину. На следующий день нам сказали, что ремонт выполнен на сумму 760 рублей, и показали заказ-наряд на сумму 370 рублей и чек на покупку запчастей на 390 рублей. Мы не соглашались на такую сумму ни устно, ни письменно. Нас никто о таком значительном увеличении цены не предупреждал. Но машину нам не отдают, пока мы не заплатим требуемые 760 рублей. Как нам правильно поступить?»
Начнем с того, что техническое обслуживание и ремонт автомобилей относится к бытовым услугам. Они регулируются несколькими основными документами. Первый из них – это Закон «О защите прав потребителей» (далее – Закон), начнем «разбор полетов» именно с него.
Как следует из рассказа Ларисы, при приемке автомобиля в ремонт была озвучена цена – 260 рублей. Эта цифра не взялась с потолка, а значит, был произведен предварительный расчет, который по закону называется приблизительной сметой или калькуляцией.
Согласно ст. 34 Закона, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ (оказании дополнительных услуг) и по этой причине существенно превышается приблизительная смета, исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе расторгнуть договор. В этом случае исполнитель может потребовать от него плату за выполненную часть работы. Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор, сохраняя право потребителя (заказчика) на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.
Поэтому подводим первый итог: если СТО заказчика о значительном увеличении приблизительной сметы не предупредила, то она (СТО) обязана исполнить договор в пределах такой сметы. Но увеличение должно быть существенным, это важно. В нашем случае увеличение – почти в три раза, а это весьма существенно, это признает любой суд, если до него дело дойдет.
Второй документ, о котором необходимо упомянуть, рассматривая нашу ситуацию, это постановление Совмина №1590 «Об утверждении правил бытового обслуживания потребителей» (далее – правила).
14. Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме бытовую услугу после ее приемки потребителем. С согласия потребителя оказываемая бытовая услуга может быть оплачена им при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса.
Исполнитель вправе удерживать у себя изделие до полной оплаты потребителем бытовой услуги, если иное не предусмотрено документом, подтверждающим заказ.
Суть ст. 14 данного документа понятна: не оплатил услугу (ремонт), значит, СТО будет удерживать «изделие» (транспортное средство) заказчика. Этим довольно часто пользуются ремонтники. Но есть одно «но».
Если прочесть следующий пункт правил (15), то там сказано: «При повышении себестоимости либо изменении объема бытовой услуги в процессе ее оказания исполнитель вправе по согласованию с потребителем (производится соответствующая запись в документе, подтверждающем заказ) пересмотреть тариф на данную бытовую услугу при условии соблюдения сроков ее оказания, порядка формирования нового тарифа». Именно «по согласованию» и с соответствующей отметкой! А тут просто поставили перед фактом: платите столько-то, а пока не заплатите, автомобиль не отдадим.
Исходя из того, что были нарушены требования как минимум двух законодательных актов, регулирующих права потребителей и правила оказания бытовых услуг, то удержание автомобиля нашей читательницы до уплаты требуемой (неоговоренной) суммы денег незаконно. Машину должны вернуть, а дальше пусть представители СТО обращаются в суд, если посчитают, что их права нарушены.
И еще, что следует сказать ремонтной организации (СТО): согласно п. 105 Правил, все замененные в автомобиле узлы, блоки, модули и другие детали (компоненты) возвращаются потребителю. Для чего такое требование? А чтобы посмотреть в последствии, что там «наремонтировали» и нужно ли это было делать вообще.
Ларисе посоветуем оставить на СТО письменное требование о нарушении закона о защите прав потребителей и возврате машины. При отказе – сообщение в органы милиции и заявление о незаконном удержании имущества. Криминал тут вряд ли усмотрят, но для суда объяснения участников конфликтной ситуации понадобятся, как и сами материалы милицейской проверки. И обязательно нужно потребовать отдать замененные запчасти – возможно, это понадобится для проведения экспертизы.