Стоит ли мыть машину в мороз на мойке самообслуживания? Топ-5 советов от владельца такого бизнеса
Мыть автомобиль в мороз или не мыть — дилемма, которая часто появляется у многих водителей в зимний период. И если этот вопрос более-менее решаем (когда, как не зимой, дорожные службы выливают на улицы тонны агрессивных химических реагентов, которые уж точно кузову здоровья не прибавят), то вот мойка самообслуживания в холодный сезон сомнений вызывает достаточно.
Не навредят ли перепады температуры лакокрасочному покрытию любимого «железного коня»? А вода не замёрзнет прямо на капоте? Все ли режимы нужны для зимней «бани» и почему в мороз она дороже выходит?
Чтобы развеять мифы и сомнения, журналисты av.by съездили на мойку самообслуживания и пообщались с её владельцем.
Мы прибыли на гродненскую «автобаню» в традиционную для Беларуси погоду — температура «каля нуля». Накануне в городе были сильный снегопад и мороз, потом — оттепель и мокрый снег. В общем, большинство машин стали «мурзатыми», и наша — не исключение.
На автомойке несколько постов оказались заняты. Кто-то быстро ополоснул автомобиль, кто-то же надраивал его до блеска. И хоть в ближайшее время, согласно прогнозам синоптиков, ожидается «плюс», морозов всё равно нам не избежать.
Поэтому самое время узнать у специалистов: как при «минусе» без вреда для техники почистить её на мойке самообслуживания?
«Зимой обязательно нужно мыть машину!»
— Мыть машину зимой надо обязательно! Во-первых, таким образом мы понижаем концентрацию солевого раствора, которым обрабатывают дороги, на кузове нашего автомобиля, — рассказывает Никита Полещук, владелец мойки самообслуживания. — Во-вторых, зимой на колёсных дисках либо от снега, либо от песчано-соляной смеси нарушается балансировка колеса, эксплуатация машины становится внештатной. Кроме того, резина и некоторые детали подвески могут из-за этого изнашиваться быстрее. Если автомобиль ухожен и чист, то лучше не сметать с него щёткой снег, а на мойке тёплой водой ополоснуть авто. Благодаря этому мы уберём снег с тех мест, куда не можем подобраться щёткой (под дворниками, например). Ну и не стоит забывать про дорожную грязь, скапливающуюся на стёклах. Если мы пользуемся стеклоочистителями или скребками, то на стекле можем оставить царапины.
Как мыть: развеиваем мифы и даём советы
Владелец автомойки убеждён: если на улице температура до −5 градусов по Цельсию, «баня» проходит в штатном режиме. При условии, конечно, что используется тёплая вода для нанесения и снятия моющего средства. В нашем случае и вода тёплая, и полы с подогревом.
Другое дело, если за окном до −10 градусов и сильный ветер. Здесь нужно понимать: при более низкой температуре пена автохимии будет менее эффективно удалять грязь.
— Обязательно хорошо прогрейте автомобиль. Я всегда включаю печку на максимум, а также обдув и обогреватели. Важно, чтобы машина «мылась» при заведённом двигателе — его не глушим, — рассказывает собеседник. — При хорошо разогретом авто моющий раствор будет дольше воздействовать на загрязнения.
— Процесс мойки прерывать нельзя — лучше запастись жетонами в нужном количестве заранее, — обращает внимание Никита.
— Программа «воск», используемая на мойке, ускоряет сушку. После воска машину необходимо ополоснуть дистиллированной водой — тогда её капли быстро стекут с капота, не успев замёрзнуть. Но даже если что-то и остаётся, на морозе за счёт сублимации жидкость высохнет.
Одно из самых больших заблуждений среди автовладельцев — что зимой большой перепад температуры, из-за чего наносится вред лакокрасочному покрытию. Никита объясняет, почему это не так:
— Перепад не такой большой, как летом. В жаркое время кузов машины нагревается до 80 градусов, а то и выше. Температура окружающей среды при этом — 25—30 градусов, а моющего раствора — 30 °C. То есть перепад будет более 50 градусов. В зимний период при −5 °C на улице и 30-градусном моющем средстве перепад составит около 40 °C. То есть меньше, чем летом.
«После мойки откройте дверь машины»
— Есть ещё одна рекомендация: после мойки в мороз откройте все двери машины. Вода на уплотнителях где-то примёрзнет, где-то испарится. Но сами двери к уплотнителям уже не приклеятся, — советует владелец мойки. — Допустимо, конечно, перед процедурой смазать силиконом, но если такой возможности нет, то открытые двери помогут вам избежать ненужного обледенения резиновых уплотнителей.
Про сомнительную экономию
— Некоторые автовладельцы считают: если они будут использовать только воду и моющее средство, им удастся сэкономить. Но это не совсем так. Когда мы наносим лишь моющее средство, а потом смываем его водой, на это уходит, как правило, много времени, поскольку шампунь долго будет мылиться. А если мы снимем частично моющее средство и нанесём на машину воск, то химия удалится быстрее, так как воск нейтрализует щелочную среду моющего.
«Среднее время мойки зимой увеличивается»
Минута «бани» на разных мойках стоит по-разному, но в среднем выходит чуть дороже рубля. Как правило, при покупке жетонов на 5 рублей можно вполне хорошо обмыть своего «железного коня». Зимой придётся отдать немного больше денег:
— Если летом помыть машину реально за 5—6 рублей, то зимой на это уйдёт рублей 8. Увеличение стоимости происходит за счёт того, что времени на зимнюю «баню» нужно больше — чтобы «отбить» наледь. А летом такой задачи нет, — объясняет собеседник.
«Моем машину снизу вверх»
Хоть это правило и всесезонное, стоит ещё раз о нём напомнить:
— Грязь очищаем в горизонтальном направлении снизу вверх: вначале обрабатываются боковые поверхности автомобиля, а потом — крыша, багажник и капот. Интуитивно хочется нанести моющее средство сверху вниз, но в таком случае оно, стекая, попадает на кузов машины в меньшей концентрации. Кроме того, мы можем не видеть, какие мы участки пропустили.
Как часто надо мыть машину зимой?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Даже в инструкциях по эксплуатации автомобилей производители разных марок дают разные рекомендации. Кто-то советует это делать по мере загрязнения, кто-то указывает конкретные сроки — например, каждые две недели. Но зимой ваш автомобиль чаще всего нуждается в тёплой «бане» с пеной, поскольку требуется смыть с него соль и песок городских заснеженных улиц.
— На нашей мойке самообслуживания вода подогревается, полы в постах — тоже, так что скепсиса по отношению к мытью автомобиля в минусовую температуру возникать не должно, — подытожил Никита.
Вместо вердикта: зима мойке не помеха
Итак, автомобиль зимой мыть можно и очень даже нужно. Регулярная процедура поможет вам сберечь лакокрасочное покрытие вашего авто от разрушительного воздействия дорожной химии. Ведь осевшие на кузов реагенты ускоряют его коррозию, а резиновые элементы под воздействием соли и песка теряют эластичность и трескаются.
К тому же, если автолюбитель не помоет вовремя автомобиль, есть вероятность, что он и сам будет ходить «мурзатым»: машина пачкает одежду водителя и его пассажиров при случайном касании.
Так что наш вердикт — мойтесь! Если вы привыкли к мойкам самообслуживания, зима — не повод объезжать их стороной. И в случае когда вы всё сделаете по правилам, описанным выше, в чистоте и «здоровье» своего автомобиля можете не сомневаться.