Связано увеличение скоростных ограничений на М-1 и фотоконтроля за ними с намерением пополнить бюджет? Или вызвано исключительно борьбой за безопасность?
Дмитрий работает водителем более 15 лет. Из Кобрина в Брест ездит достаточно часто, два-три раза в неделю по делам фирмы, в которой работает. Очередная поездка обошлась ему в 58 рублей – две базовые величины, именно столько «насчитала» камера фотофиксации, установленная на Бульковском мосту, пишет «Вечерний Брест».
Фото носит иллюстративный характер
«Мое «золотое» правило: тише едешь – дальше будешь, – говорит кобринчанин. – Разрешенная скорость на данном участке трассы М-1 – 90 км в час плюс 5-10 км зазор, который не фиксирует камера. Такой зазор существует во многих странах, в некоторых даже до 20 км в час. Три недели назад, как обычно, доехал до Бреста, решил свои дела и возвращался обратно. Перед мостом через Мухавец в районе Бульково установили знак – ограничение 50 км в час – и камеру фиксации скорости. Раньше этого знака здесь не было. Да, возможно, я расслабился и поздно заметил знак. Не успел даже притормозить, и тут мелькнула вспышка. Вскоре прилетело «письмо счастья», по которому мне полагается уплатить две базовые. Я согласен с тем, что нарушил, по невнимательности. Но возникает вопрос: для чего на скоростной четырехполосной трассе на мосту ограничение сразу до 50-ти? Чем, собственно, мост отличается от обычной дороги? Тем более странно, что по пути в Брест на том же мосту никаких ограничений нет. Невольно создается впечатление, что это такая скрытая форма взимания дополнительной платы за дорогу».
Впрочем, подобное впечатление складывается не только у Дмитрия. В последнее время камер на наших дорогах и в самом деле стало больше. Одно дело, когда они установлены в населенных пунктах, перед пешеходными переходами (наверное, это имеет смысл в плане стимулирования водителей к неспешной езде), и совсем другое – когда ими пестрят загородные автострады. Так, на участке М-1 от Бреста до Кобрина (около 50 км) мы насчитали десять камер, причем пять из них установлены вне населенных пунктов, где скорость ограничена до 50-70 км в час. Как правило, перед пешеходными переходами, где интенсивность движения пешеходов совсем невелика. По идее, там напрашиваются надземные переходы, но это отдельная тема.
Представители Госавтоинспекции, по инициативе которой происходят все эти новшества, поясняют свою точку зрения. «Все скоростные ограничения установлены с единственной целью – повысить уровень безопасности дорожного движения. Сделано это было в результате скрупулезного и взвешенного анализа ситуации, исключительно на аварийно опасных участках», – так ответили на наш запрос в группе по агитации и пропаганде УГАИ УВД Брестского облисполкома.
А вот что думает по этому поводу брестский водитель с 30-летним стажем Александр, немало поколесивший по Беларуси и соседним странам.
«Вопрос, конечно, неоднозначный. С одной стороны, я за безопасность и за максимально возможное снижение аварийности на наших дорогах. Наверное, на каком-то этапе жесткие меры, включая установку камер, штрафы и т.д. помогут этого добиться. Но ведь все можно делать разумно, не перегибая палку. Чего у нас зачастую не умеют. Взять, к примеру, разные регионы, Брестскую и Минскую области. На Минщине, особенно на подъездах к столице, движение куда более интенсивное, чем даже на отрезке от Бреста до Кобрина. Но там на М-1 легковым разрешено 120, остальным 100 км в час, до самого Минска. Есть только один участок, где, по-моему, до 90 надо снижать. Никаких 70, 50… Что там, аварийность меньше, пешеходов нет? Не думаю. Вот и получается, что в каждом регионе по-своему интерпретируют требования ПДД. А в итоге? Смотрел недавно статистику по России, где тоже частенько приходится бывать. Так вот, что интересно: в Подмосковье на участках, контролируемых стационарными камерами, в 2020 году зарегистрировано на 23% больше ДТП, чем в 2019-м. А камеры стали как раз активно устанавливать в последний год. Но, даже несмотря на эти цифры, новые камеры устанавливаются, нередко вместе с абсурдными ограничениями. Неудивительно, что водители воспринимают их исключительно как способ наполнения региональных бюджетов и поддержки операторов систем фиксации. Не думаю, что у нас ситуация сильно отличается в этом плане».
Камеры на дорогах – это просто бизнес?
Установкой, управлением и обслуживанием камер занимается СЗАО «Безопасные дороги Беларуси». Штрафы же собираются в республиканский бюджет. Коммерческая структура получает свой процент. По условиям договора «коммерсанты» не имеют права устанавливать камеры по своему разумению. Мест установки определяют власти исходя из рекомендаций Госавтоинспекции. В первую очередь это аварийные участки дорог. Но камеры появляются везде – и в населенных пунктах, и вне их. Одна такая камера стоит до 30 тысяч евро и может (по неофициальной информации) пополнять бюджет в среднем на 500-800 рублей в час. Нормативными документами, в том числе ПДД и СТБ, информационный щит «Контроль режима движения» с надписью «Радар Фотакантроль» – не регламентирован. Вместе с тем, по инициативе собственника систем фотофиксации – СЗАО «Безопасные дороги Беларуси» – был разработан и согласован с УГАИ МВД информационный щит «Контроль режима движения» (желтая предупреждающая табличка). Отсутствие данного знака перед местом установки датчика контроля скорости не является основанием для освобождения от административной ответственности за нарушение скоростного режима.