Такси, каршеринг или прокат: считаем затраты
Автомобиль – давно не роскошь, а необходимость. Живя в городе, а тем более за его пределами, просто немыслимо каждый день добираться до работы и обратно без машины. Но если своей машины нет или она в ремонте?
Фото носит иллюстративный характер
Безусловно, есть альтернативные варианты: общественный транспорт (правда, это долго и некомфортно), средства персональной мобильности (далеко не всегда возможно), наконец, такси, каршеринг или автомобиль в аренду.
Вряд ли заядлый автомобилист, к тому же занятой человек, с радостью побежит знакомиться с расписанием автобусов, если его машина вдруг сломалась или еще не куплена новая. А вот каршеринг и такси в такой ситуации вполне могут выручить. Но если «ситуация» затянулась на несколько месяцев? Что выгоднее: взять на этот период автомобиль напрокат или колесить на такси? Попробуем разобраться.
Каршеринг
Неплохой выход для тех, у кого нет своего автомобиля. В отличие от классического проката, где машину можно взять начиная с двадцати одного года и со стажем вождения более 12 месяцев, в каршеринге (за исключением отдельных сервисов) стаж вождения не нужен, а за руль можно садиться с 18 лет.
После верификации в приложении и подтверждения наличия водительского удостоверения у вас появляется возможность выбирать машину онлайн при помощи смартфона. Совершать поездку можно, не переживая о заправке, ТО, ремонте и других аспектах, связанных с содержанием личного транспорта.
Каршеринг пришел в Беларусь относительно недавно (в 2018 году), но взять машину до сих пор можно только в Минске. А вот завершить аренду – как в столице, так и в определенных для этого зонах, указанных на карте в приложении (в том числе за пределами столицы и в некоторых исторических и заповедных местах по всей Беларуси).
На сегодня в Минске доступны услуги сервисов Anytime, HELLO, и «Мультимоторс» (в феврале 2022 объединились с каршерингом «Везуха»). Каждый из сервисов имеет неплохой автопарк, значительная часть которого – новые машины, в основном стандартного класса, но для желающих доступны внедорожники, маслкары, кабриолеты, грузовички и, конечно, электрички. Самый популярный и массовый в каршеринге автомобиль – Volkswagen Polo. На его примере мы и будем сопоставлять размеры затрат.
Цены на каршеринг разнятся, хотя в целом условия схожи.
Anytime – поминутное бронирование стартует от 0,41 руб/мин (в зависимости от времени суток) при выборе пакета «Базовый». Суточный пакет услуг начинается от 36 руб/24 ч.
HELLO – стоимость каршеринга начинается от 0,49 руб/мин и 42 руб/24 ч. Проездные на сутки включают время аренды, а пробег вы регулируете сами – 0,43 руб. за 1 км. Режим «стоянка» в проездных пакетах отдельно не тарифицируется.
«Мультимоторс» – нижний порог тарифной сетки – 0,49 руб/мин при выборе поминутного тарифа, либо 41 руб/24 ч. при выборе суточного режима без включенного пробега. В случае если вас заинтересует режим «без оклейки» (чтобы никто не догадался, что вы катаетесь на каршеринговом авто), цена за каждый пройденный километр увеличится на 0,02 руб/мин.
Поскольку водителю каршерингового автомобиля не нужно беспокоиться о прохождении техосмотра, страховке, а также замене всевозможных расходников, требующих постоянного вложения средств (все это на совести компании), то и учитывать эти расходы бессмысленно. То же самое касается заправки: заправляться вы будете не за «свои», а по специальной карточке, которая прилагается к машине.
Из реальных расходов, которые вам предстоит оплатить, – километраж согласно тарифу и штрафы по линии ГАИ, если они будут.
Возьмем за усредненный поминутный тариф – 0,44 руб/мин. Предположим, что утром нам нужно доехать до работы, вечером – вернуться домой и так 5 дней в неделю, 22 рабочих дня в месяц. Также учтем, что в среднем дорога из точки А в точку Б по Минску занимает минут 30 (понятно, что в часы-пик все может затянуться, но в этом случае будут действовать уже другие тарифы).
Итак:
0,44 (руб.) * 60 (мин/день) * 22 (раб.дня) = 580 руб. 80 коп./мес.
Соответственно в год за каршеринг (при условии неподвижности цен, сохранения регулярности поездок и работы весь год без больничных и отпусков) придется раскошелиться на
580 руб. 80 коп/мес * 12 мес. = 6969 руб.60 коп.
Посчитаем и возможные штрафы (здесь все условно, но если верить статистике, то белорусы получают в среднем 2–3 штрафа в год.) Средняя сумма за превышение скорости – 20 руб.).
20 руб. * 3 нарушения/год = 60 руб/год.
Итого, затраты на каршеринг составят 7029 руб. 60 коп. в год.
(*А ведь изначально 44 копейки в минуту казались совершенно безобидными.)
Услуги такси
Ситуация с такси гораздо более сложная, чем с каршерингом: сервисов, оказывающих услуги такси, огромное количество, к тому же тарифы в столице и других городах сильно разнятся. Но даже если проводить расчеты лишь на базе Минска, нужно понимать, что здесь тоже слишком много вводных. У каждого из операторов свои расценки, они меняются в зависимости от погодных условий, времени суток, общей загруженности на дороге, спроса на такси в конкретную минуту.
Нет смысла подробно останавливаться на тарифной сетке каждого из агрегаторов. И если взять за основу средний чек на поездку по Минску у одного из самых популярных операторов по тарифу «эконом», то он составит около 11,50 руб. К слову, значительная часть авто по данному тарифу также представлена упомянутым ранее Volkswagen Polo.
При сохранении условий по числу поездок в день (дом – работа – дом) и количеству рабочих дней в месяц получим:
11,50 (руб.) * 2 (поездки в день) * 22 (раб.дня) = 506 руб/мес.
В год при все тех же факторах (отсутствии больничных и отпусков) выйдет в общей сложности 6072 руб.
Поскольку, выбирая такси, вы не заботитесь не только о ТО автомобиля, ремонте и других аспектах, связанных с содержанием личного транспорта, но и об уплате штрафов, то и расходы с ними связанные, в расчеты не включаются. А значит, затраты на услуги такси так и останутся на уровне тех же 6072 руб. в год.
Прокат автомобиля
Не будем в условиях отсутствия личного авто сбрасывать со счетов вариант машины напрокат на длительный срок.
Забегая вперед, стоит сказать, что прокат автомобиля выгоден лишь в случае поездок на дальние расстояния и на 3–5 дней минимум. Но, соблюдая одинаковые условия для каждого из вариантов, все же попробуем просчитать стоимость.
Итак, общие правила всех прокатных компаний (чей бизнес в последнее время строится исключительно на работе онлайн) состоят в том, что взять в аренду автомобиль могут клиенты, которым исполнилось минимум 18 лет, хотя в основном нижний порог составляет 21 год. К тому же, если водитель моложе 25, с него возьмут небольшую доплату (за неопытность, так сказать).
Топливная политика абсолютно у всех «прокатчиков» строится на получении и возврате автомобиля с полным баком. 90% сервисов предлагают безлимитный пробег по фиксированной стоимости в сутки. Плюс для выдачи автомобиля на карте клиента будет заблокирован минимальный депозит где-то в €200 (он вернется на счет в течение недели после возврата авто). Такой срок необходим, чтобы обработать возможные штрафы по линии ГАИ.
Цена на аренду автомобиля эконом-класса с механической коробкой передач (все того же Volkswagen Polo) в минимальном пакете, без полной страховки, детских кресел и т.д. составляет около $30 в сутки (±94,50 руб. по курсу на момент публикации). Получаем:
94,50 (руб/сут) * 22 (раб. дня) = 2079 руб/мес.
Если к этой сумме добавить стоимость бензина и залога (который пусть и вернется, но изначально понадобится), то прокат машины обойдется в очень «кругленькую сумму». К тому же здесь нужно учитывать, что вы не сможете арендовать авто только на 22 рабочих дня. Придется либо захватывать выходные (а значит, брать машину, например, на месяц), либо каждую неделю оформлять в прокат новый автомобиль.
Тем не менее для чистоты эксперимента включаем в расчеты только 22 рабочих дня в месяц, в год мы получим 24 948 руб. И, конечно. Не забываем про сумму на штрафы в 60 руб/год.
24 948 руб. + 60 руб. = 25 008 руб. в год.
И это без учета бензина! Похоже, прокат стоит сразу исключить из нашего сравнения.
*Примечательно, что на одном из популярный сайтов по продаже автомобилей за чуть меньшую сумму (24 376 руб.) можно купить дизельный Volkswagen Polo (1,6 л), 2011 г. в., в очень неплохом (по словам продавца) состоянии.
Личный автомобиль
Прежде чем перейти к самым основательным и сложным расчетам (где и так все слишком условно), стоит сразу оговориться: ситуация с автомобилем, купленным в салоне и на вторичке, будет совершенно разная.
Предположим, у нас тот самый Volkswagen Polo 2011 г. в. с объемом двигателя 1,6 л (дизель). Расход топлива по городу равен примерно 6 л/100 км. Берем за основу все те же «базовые» передвижения по городу (дом – работа – дом) и среднее расстояние от точки А до точки Б в 10 км.
Получим:
20 км/день* 5 раб.дней = 100 км = 6 л/раб.нед.
Из этого следует, что в день выходит 1,2 л топлива, умножаем на стоимость дизеля и получаем:
1,2 л * 2,44 руб/л = 2,92 руб/день.
2,92 руб/день * 22 раб.дня = 64,24 руб/мес (мы предполагаем, что авто в выходные не используется, так же, как считали каршеринг и такси). А еще отбрасывая отпуска и больничные, учитываем все 12 месяцев:
64,24 руб/мес * 12 мес. = 770 руб. 88 коп. в год.
Добавляем сопутствующие расходы:
- страховка (по данным «Белгосстраха») – около в 130 руб/год;
- транспортный налог – около 87 руб/год;
- техосмотр – около 50 руб/год (если нет надобности проходить повторно);
- минимальное ТО (замена масла с фильтрами) – 200–250 руб/год;
- резина ( в среднем летняя – 180 руб/шт и 720 руб/комплект, зимняя – 200 руб/шт или 800 руб/компл.) Если предположить, что авто выхаживает резину за 3 года, то получим около 507 руб/год. Сюда стоит добавить также расходы на «переобуть» (около 100 руб/год) = 607 руб/год;
- штрафы – 60 руб/год.
На прочие траты (мелкий и текущий ремонт, замену запчастей и расходников, амортизацию, мойку и парковки) заложим еще 1500 руб/год (хотя все условно). Суммируем и получаем – 3454 руб. 88 коп/год.
Но и это еще не всё: мы ведь должны учесть и стоимость самого автомобиля (ведь иначе расчеты не будут верны). Как было указано ранее, купить дизельный Volkswagen Polo 1,6 л, 2011 г. в. можно за 24 376 руб. При бережном отношении к автомобилю и учитывая пробег менее 300 тыс. км (судя по объявлению), можно предположить, что новый хозяин проездит на машине минимум 5 лет.
Однако мы также понимаем, что, продав авто через 5 лет, его хозяин уже не сможет выручить полную сумму. Она будет равна примерно половине от первоначальной цены. Поэтому, отбросив эту самую условную амортизацию, у нас остается 12 000 руб. (реальные деньги, которые мы сможем вернуть). Эту сумму мы и разделим на условные 5 лет эксплуатации.
12 000 руб. / 5 лет = 2400 руб/год.
И вот теперь, объединив все показатели, получаем стоимость содержания личного автомобиля. Она равна 5854 руб. в год.
Еще раз повторим, что все эти расчеты весьма условны. В каждом отдельном случае они будут иметь свою специфику (все зависит от класса автомобиля, от его характеристик, от емкости рынка и так далее). И поскольку в этом уравнении слишком много переменных, мы сравниваем лишь суммы расходов, получившиеся при сопоставлении одного и того же автомобиля в разных условиях эксплуатации.
Но и эти суммы красноречивы:
- затраты на каршеринг – 7029 руб. 60 коп. в год;
- затраты на услуги такси – 6072 руб. в год;
- затраты на содержание личного авто – 5854 руб. в год.
Как видим, разница между содержанием своей машины и услугами такси не так уж значительна. Чуть больше она с каршерингом. Поэтому есть смысл иметь в виду такую альтернативу.
А еще, учитывая, что Беларусь сегодня входит в топ-10 стран с самыми дешевыми услугами такси, нет ничего крамольного в том, чтобы иногда (или даже каждый день) позволить себе «скататься в булочную на такси»!