«У меня маневры. Говорить не могу». Каково быть дежурным на ж/д станции Высоко-Литовск
Пятнадцать лет Татьяна Янчук работает на железнодорожной станции Высоко-Литовск. Профессию дежурного по станции получила в железнодорожном колледже, а первым рабочим местом был «Брест-Центральный», где за семь лет обрела хороший опыт. И в Высоко-Литовске, куда судьба увела ее из родного Бреста, на ознакомление с работой железнодорожного узла ей понадобилось лишь три недели – опекала ее тогда дежурная по станции Татьяна Гусева, пишет Kamenec.by.
Прием и отправление поездов, все маневры на станционных путях, подача вагонов клиентам, отчетность – за дежурство приходится решать множество вопросов. Ведь дежурный по станции – это первый помощник начальника станции, это как справочное бюро, выдающее всю необходимую информацию.
Коллектив станции Высоко-Литовск полгода назад возглавил Дмитрий Рабцевич, который с большим уважением говорит о Татьяне Янчук как опытном специалисте: дежурный по станции – одна из самых важных профессий на железнодорожном транспорте, залог безопасности пассажирских и грузоперевозок. Потому нисколько не удивилась, когда в ответ на свой звонок в рабочее время услышала от Татьяны: «У меня маневры. Говорить сейчас не могу». Здесь четверо дежурных, работают посменно – по 12 часов. И в ночную смену нередко проводятся маневровые работы, а если нет, – случается «разрыв», когда можно отдохнуть.
Станционные устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте и сегодня не являются полной альтернативой «человеческому фактору». Классический пульт так и остался основным и надежным способом маневрирования составами на путях – ведь в гибкости анализа конкретной ситуации машине трудно сравниться с человеком.
Поинтересовалась у Татьяны, что бы она посоветовала молодым людям, которые собираются стать профессиональными дежурными по станции.
– Порекомендовала бы эту профессию ответственным юношам и девушкам, умеющим быстро и правильно реагировать на меняющуюся ситуацию. Надо быть готовым и к большим психологическим нагрузкам, хотя работа на железной дороге многими воспринимается как романтическая. А еще энергозатратная наша профессия: дежурный то к пульту, то к компьютеру, то к телефону. На железной дороге развита школа наставничества, молодые специалисты всегда под опекой опытных.
Я пришла в эту профессию, пожалуй, благодаря брату: он закончил железнодорожный колледж, а я в тот же год начала там учиться. Мы с ним «движенцы», то есть управляем движением поездов. Работа интересная, но требует собранности – необходимо умение быстро принимать решение в любой ситуации. Мы оба не жалеем о своем выборе. Но бывает обидно за молодых людей, которые на втором – третьем году учебы начинают понимать, что это не ихнее, что не видят себя в этой профессии. Поэтому надо максимально осмысленно подходить к ее выбору…