В Беларуси изменён порядок сдачи экзаменов на права. Что нового?
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Инструкция о порядке приёма квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колёсного трактора) изложена в новой редакции. Основные изменения прокомментировали в МВД, сообщает портал pravo.by.
В части концептуальных преобразований новая редакция Инструкции закрепляет требование об использовании автоматизированной информационной системы «Государственная автомобильная инспекция» (ГАИ) для сдачи теоретического экзамена (пункт 13) и упраздняет применение билетов на бумажных носителях. Это обусловлено развитием цифровизации, совершенствованием технологического процесса и повсеместной доступностью информационных технологий.
Для создания более удобных условий, упорядочивания и регулирования очереди желающих повторно сдать практический экзамен на право управления механическим ТС (за исключением колёсного трактора) предусмотрено введение предварительной записи (пункт 8) в межрайонных экзаменационных подразделениях ГАИ главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлениях внутренних дел областных исполнительных комитетов, межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций).
В документе были уточнены технические параметры транспортных средств, используемых для приёма практического квалификационного экзамена (пункт 17).
В частности, изменения затронули следующие категории:
- - А (потребуется мотоцикл с рабочим объёмом двигателя не менее 220 куб. см);
- - С (грузовой учебный автомобиль с технически допустимой массой более 8 т);
- - Э (учебный автобус, в котором не менее 23 мест для сидения пассажиров);
- - СЕ (учебный автомобиль категории С с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 2 т, имеющий не менее двух осей с расстоянием между ними более 2 м либо длину более 5 м);
- - ЭЕ (учебный автобус категории Э с прицепом категории СЕ или учебный автобус категории Э длиной не менее 15 м).
Определены основания для отказа лицу в приёме квалификационного экзамена (пункт 9):
- - отсутствует заключение медицинской комиссии о годности к управлению механическим транспортным средством заявленной категории;
- - не достигнут возраст, установленный ст. 25 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-3 «О дорожном движении»;
- - не представлен документ, подтверждающий обучение по единой программе подготовки водителей на территории Республики Беларусь в случае, когда прохождение обучения обязательно;
- - представлены документы с истекшим сроком действия, за исключением водительского удостоверения;
- - наличие в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачёркнутые слова, неоговорённые исправления, а также отсутствие в них предусмотренных сведений, подписей, печатей;
- - наличие сведений о лишении права управления, за исключением предоставления права управления транспортными средствами после окончания срока такого лишения;
- - наличие сведений о временном ограничении права на управление транспортными средствами.
Уменьшено время для выполнения элемента автодрома с 3 до 2 минут (пункт 25). Исключено ограничение минимальной продолжительности проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения. Длительность его обусловлена исключительно выполнением обязательных элементов (пункт 27), таких как:
- - проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков;
- - выполнение двух левых поворотов на перекрёстке;
- - проезд по дороге, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении (при их наличии);
- - проезд перекрёстка по дороге, пересекаемой главной дорогой;
- - перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы движения в одном направлении;
- - проезд пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
- - движение в транспортном потоке с соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
- - выполнение двух разворотов (одного на перекрёстке, одного вне пределов перекрестка);
- - остановка транспортного средства для целей посадки (высадки) пассажиров;
- - умение правильно оценивать дорожную обстановку.
При проверке навыков управления мотоциклом сдающим предоставлена возможность допустить одну ошибку на одном из элементов (пункт 31), при этом экзамен будет продолжаться с исходной позиции выполнения элемента, на котором такая ошибка допущена.
Отмечается, что в документе теперь нет излишнего дублирования нормативных правовых предписаний по одному и тому же вопросу. Инструкция изложена более ясным, простым и доступным языком, также исключена возможность двоякого толкования используемых терминов.