В Брестской области при заправке метанового VW Touran водителю оторвало ногу. Что решил суд
Автобизнес не перестает следить за историей, начавшейся в августе 2016 года. Напомним, тогда заправка газового VW Touran в Барановичах стала для Александра Кравчука роковой – взорвался газовый баллон, установленный заводом-изготовителем.
Перечень телесных повреждений, которые получил Александр, велик. Самое страшное – это ампутация левой голени. По всей видимости вот этим предметом, который взрывной волной оторвало от автомобиля (возможно, это часть кузова с куском лонжерона):
Проблемы были, о них известно
Сам по себе взрыв баллона автомобиля VW Touran сенсацией не стал, поскольку о проблемах с газовым оборудованием, которое устанавливались на эту марку автомобилей, было известно. По крайней мере в Европе, хотя и у нас официальный дилер, еще до наступления печальных последствий, пригласил Александра на замену газовых баллонов.
Из заключения эксперта:
Причиной взрыва явилось разрушение баллона в результате того, что давление газа внутри его корпуса превысило предельное для данной конструкции. Непосредственной технической причиной взрыва, наиболее вероятно, могли послужить: уменьшение прочности корпуса (коррозия материала корпуса либо механические повреждения – трещины, сколы), неисправность газозаправочного оборудования, механическое воздействие на корпус непосредственно в момент, предшествующий взрыву.
Коррозия газобаллонного оборудования – впоследствии именно это обстоятельство было установлено непосредственной причиной взрыва. И это несложно понять, если посмотреть на состояние одного из неразорвавшихся баллонов
Все это возмутило хозяина машины, ведь проверку газобаллонного оборудования он незадолго до этого проходил в сертифицированной организации. Были у него претензии и к дилеру, который заменил переднюю пару баллонов по объявленной заводом-изготовителем акции, но не заменил сразу и заднюю – ее на тот момент просто не было в наличии. На замену задней пары (источник взрыва) Александра пригласили через какое-то время после замена передней. И именно в этом промежутке произошла трагедия.
К владельцу заправочной станции ОАО "ТрансГазБеларусь" у автовладельца тоже возникли вопросы: коррозия – процесс не одномоментный и достаточно растянут по времени.
Иск выдвинули – что получили?
Только 19 февраля 2021 года следствие предъявило обвинение руководителю организации, которая производила освидетельствование газовых баллонов и выдала заключение о том, что оборудование исправно и подлежит дальнейшей эксплуатации. Это дело уже рассмотрел суд.
Из приговора:
Игнатюк Е.Е. признан виновным в совершении неисполнения должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее по неосторожности иные тяжкие последствия, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 428 УК Республики Беларусь.
Суд назначил наказание в виде 2 лет и 6 месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, сроком на 5 лет.
"16 августа 2016 года изменило мою жизнь, а также жизнь членов моей семьи, – говорит Александр, владелец того самого VW Touran. – Телесные повреждения, которые я получил, до сих пор причиняют мне физическую боль, хотя прошло уже более пяти лет с момента взрыва. Получаемое мною лечение не дало особых положительных результатов, уже пять перенесенных операций прошло, возможно, будет и шестая. До взрыва я вел активный образ жизни, вел личное подсобное хозяйство, был главой семьи и выполнял всю работу по поддержанию в надлежащем состоянии жилого дома. Теперь я инвалид и всего этого лишен".
Оставался неразрешенным один очень важный вопрос – кто за все это заплатит, кто возместит ущерб, причиненный здоровью и имуществу? Чтобы ответить на него, Александру снова пришлось идти в суд.
На сумму чуть более 210 тысяч рублей был заявлен солидарный иск. Сумма большая, но она не взята с потолка. Врачи рекомендовали после очередной операции (шестой по счету) заменить протез. Но сколько можно лечить, менять, проходить реабилитации и процедуры? Поэтому Александр решил обратиться в немецкую клинику, которая согласилась оказать необходимое лечение и установить протез, который по заверению зарубежных врачей перестанет причинять боль. Но цена вопроса такова:
Если добавить к этому суммы, затраченные на адвоката, лекарства, стоимость поврежденного, а скорее уничтоженного автомобиля, прочие расходы – то на то и выходит. Так что заявленная исковая сумма, по мнению Александра, вполне обоснована.
Решением суда моральный и материальный вред был оценен в сумму чуть выше 20 тысяч рублей – ее необходимо взыскать с руководителя фирмы, проводившей освидетельствование газовых баллонов.
Из мотивировочной части судебного решения
"Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ОАО "Газпром трансгаз Беларусь", суд посчитал, что при установленных обстоятельствах произошедшего, исключающих наличие вины ОАО "Газпром трансгаз Беларусь" и подтверждающих виновность Игнатюка Е.Е. в причинении вреда Кравчуку, при отсутствии причинно-следственной связи между деятельностью АЗС (само по себе наличие которой не является источником повышенной опасности) и причинением ущерба Кравчуку, отсутствуют основания для удовлетворения иска в данной части".
Такой исход Александра в корне не устраивает:
"Даже на нужный мне протез не хватит, не говоря уже обо всем остальном, связанном с получением травмы. Решение планирую обжаловать, так как считаю, что присужденной суммой мой физический, моральный и материальный вред не компенсирован".
P.S. Прокуратура Кобринского района Брестской области оснований для принесения протеста в отношении судебного решения не установила.