В чем разница между лицеем, школой и гимназией, и как определяют лучшие
Чаще всего ребенка отдают в учебное заведение, которое находится ближе к дому, но есть родители, которые подходят к выбору школы основательно.
С мнением о том, что достойное среднее образование – залог поступления в хороший вуз, не поспоришь. Поэтому, несмотря на некоторые жертвы (нужно раньше вставать, вкладывать больше средств), многие мамы и папы выбирают для своих чад учебные заведения, которые славятся лидирующими позициями по количеству поступивших выпускников.
В 2019 году сайт eSchool.by публиковал рейтинг лучших лицеев, гимназий и школ Беларуси по результатам централизованного тестирования. Высокую результативность тогда продемонстрировали ученики лицеев и гимназий, а безусловным лидером в сфере белорусского среднего образования три года назад являлся лицей БГУ. Портал 1prof.by попытался выяснить, есть ли аналогичный обновленный список с рейтингом школ и по каким критериям учебные заведения оценивают в комитете по образованию Мингорисполкома.
– Система образования – наиболее масштабная социальная отрасль. В нее включен фактически каждый житель страны: у кого-то есть дети, у кого-то внуки. В феврале-начале марта у нас ежегодно проходит коллегия комитета по образованию по итогам финансово-экономической и хозяйственной части. В том числе затрагиваются и вопросы учебной деятельности. На коллегии анализируются различные вопросы, по которым учебные заведения получают определенные оценки, – рассказала заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ирина Чернявская.
По ее мнению, школа – такой же живой организм со своим характером, как и человек. Все учебные заведения очень разные, поэтому определить, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже – крайне сложно. Ирина Чернявская убеждена, что и делать это не стоит.
– Комитет по образованию Мингорисполкома вручает знаки качества различным учебным заведениям по определенным направлениям. К примеру, некоторым школам дают награды по воспитательной работе, по качеству знаний. Не секрет, что часть школ имеют финансово-экономическую составляющую – у них есть своя бухгалтерия, они проводят закупки и руководят своей деятельностью в данном направлении.
Так называемый рейтинг школ разный: учитываются олимпиадное движение, баллы на ЦТ, победа в международных научно-практических конференциях и т.д. Критериев очень много, поэтому лучшее выделить невозможно. Бывает же, что человек внешне очень красивый, а внутри не очень. Вот так и со школами, – поделилась мнением Ирина Чернявская.
Если говорить о разнице между гимназиями, лицеями и школами, то здесь представители комитета по образованию Мингорисполкома также не видят существенных отличий.
– Шильда, которая висит на здании, наверное, не очень важна. Что ни говори, но все зависит от коллектива, от конкретных педагогов. Совсем недавно я задавала вопросы разным директорам: «Скажи, чем отличается гимназия от школы». Ответ мы не нашли. Да, в гимназиях в 10-11 классах нету такого предмета, как труд. Но и в профильных классах обычных школ урок тоже отсутствует. Экзаменов сейчас нету при поступлении в пятый класс в гимназиях. Каждый имеет право выбрать то учебное заведение, которое считает лучшим конкретно для своего ребенка, – подытожила собеседница.
В целом, 1 сентября за парты сядут 1 млн 85 тыс. школьников. Из них 118 тыс. первоклассников. Это примерно на 3 тыс. больше, чем в прошлом году. Учреждений общего среднего образования в настоящий момент активно получают сертификаты готовности. В этом году в Беларуси откроется 7 новых школ, две из которых – в Минске.