В каких семьях забирают детей на гособеспечение и как родители оплачивают долги
В каких семьях забирают детей на гособеспечение и как родители оплачивают долги, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» судебный исполнитель отдела принудительного исполнения Первомайского района Ольга Трацевская.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
Дети не выбирают, в каких семьях рождаться. И к сожалению, некоторые из них страдают из-за родителей с плохими привычками. Чтобы защитить малышей, государство принимает меры. Одна из них — Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». По нему ребят у безответственных родителей забирают — как на время, так и до совершеннолетия:
— по решению комиссии по делам несовершеннолетних (семья становится социально опасной);
— когда суд выносит решение без лишения родительских прав, то есть у взрослого еще есть шанс вернуть детей;
— решение суда с лишением родительских прав, значит, за отведенный промежуток времени взрослые не изменили свое положение в лучшую сторону, чтобы вернуть детей;
— когда один из родителей находится в розыске, лечебно-трудовых профилакториях либо в местах содержания под стражей. По выходу детей отдают обратно.
Сотруднику отдела принудительного исполнения (ОПИ) поступает документ, по которому тот должен взыскивать плату за проживание ребенка в государственном учреждении. Сумма может быть разной, но в среднем в месяц на одного ребенка уходит 390 рублей.
— В исполнительном документе прописано, кто должник и с какого периода начинается взыскание. И возбуждаем дело в течение трех дней, — поясняет О. Трацевская.
Проверять и собирать
Первым делом сотрудники ОПИ проверяют всю известную и доступную информацию о должнике. В поле зрения — движимое и недвижимое имущество, трудоустройство (и есть ли оно вообще), номера телефонов, банковские счета и база административных правонарушений. Возможно, на момент, когда исполнительный документ поступил к сотруднику ОПИ, человек уже где-то отбывает наказание.
— Если у должника есть имущество, например квартира или автомобиль, мы сразу налагаем запрет на отчуждение, чтобы он не смог продать его. Также благодаря системе АИС ИДО (автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств) списываем деньги с карточек (взыскатели бесспорно снимают нужную сумму со счета, если там есть средства). Но, как показывает практика, обязанные лица — это категория граждан без денег, карточек и имущества. Потому что у добросовестных родителей детей не забирают, — подчеркивает специалист.
Скорые на выезд
Если в первый день сотрудники ОПИ занимаются поиском информации (банковские счета, недвижимость, телефоны и прочее), то на второй — отправляются по месту регистрации или проживания должника для оценки имущества.
— На практике обязанных лиц еще надо найти. Проще всего заранее позвонить и попросить их или того, с кем они проживают, остаться дома, чтобы открыли дверь. Мы должны проверить имущественное положение должника и посмотреть, есть ли там какие-то ценные вещи, которые можно описать и в дальнейшем продать в счет погашения задолженности.
Конечно, сотрудники ОПИ не забирают все вещи. Старая микроволновка с тараканами точно не имеет ценности, а вот висящий на стене плазменный телевизор — другое дело. Хотя найти что-то подходящее бывает очень тяжело, ведь часто сотрудники ОПИ сталкиваются с жуткими условиями проживания: ужасное состояние плиты, мебели, повсюду мусор, бутылки… Существует и другой нюанс: все вещи должны принадлежать именно обязанному лицу, а не членам семьи. Подтвердить это могут соответствующие документы, например договор о купле-продаже или гарантийный талон.
— Судебный исполнитель арестовывает в полном объеме все имущество, но одновременно разъясняет должнику либо совершеннолетним членам семьи, что они в 10-дневный срок вправе представить документы, если вдруг какую-то вещь приобретало не обязанное лицо. Тогда судебный исполнитель снимет арест, — дополняет О. Трацевская.
Таким образом, пока ребенок находится на государственном обеспечении (в детском доме, пансионате или семье опеки), родитель обязан ежемесячно оплачивать расходы. Если мать или отец хотят вернуть свое чадо в семью (и у них есть шанс на это), то им нужно исправно ходить на работу, вести правильный образ жизни, отказаться от алкоголя или наркотиков, убрать и подготовить квартиру, обеспечить для ребенка личное пространство.
— А если у гражданина нет работы?
— Еще на этапе проверки информации мы обращаемся к инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) и узнаем, стоит ли обязанное лицо у них на учете как социально опасное. Именно сотрудники ИДН следят за тем, чтобы такой родитель был трудоустроен и исправно ходил на работу, а также привлекают к административной ответственности за прогулы и к уголовной — за уклонение от трудоустройства, — отвечает О. Трацевская.
Получается, если должник не работал, то теперь придется. Сначала сотрудники ИДН направляют его в службу занятости, помогают пройти (если надо) медкомиссию и устроиться на подходящую по навыкам и образованию работу. После специалисты ОПИ начинают удерживать 50 или 70 % от зарплаты в счет задолженности. Как только долг будет погашен, из доходов начинают удерживать ровно столько, сколько уходит на ребенка, находящегося на гособеспечении в детдоме или семье опеки.
Хорошая практика
Стоит отметить, что исполнительных дел с несовершеннолетними детьми, которые попадают на гособеспечение по Декрету № 18, с каждым годом становится все меньше.
— Декрет № 18 работает, денежные средства в доход республики перечисляются. Уменьшение количества поступающих на исполнение исполнительных производств говорит о том, что государство проводит должную политику по обеспечению безопасности детей в Беларуси, — подчеркивает О. Трацевская.