В Оранчицах обнаружили «черное золото». И это не нефть
Болотно-лесной массив в нескольких километрах от железнодорожной станции Оранчицы веками хранил свою тайну. А теперь под слоем поднятого техникой торфа заметна более плотная черная субстанция — сапропель. Частично он уже просушивается в буртах. Повсюду разбросаны камни-окатыши причудливой формы, видны следы диких животных, которые приходят сюда «за витаминами». А на некоторых участках машины еще ведут расчистку территории от деревьев и кустарников, пишет «Вечерний Брест».
Натворила дел природа
Менеджер проекта по заготовке и переработке сапропеля СООО «Адоб-Агро» Григорий Переход вытягивает из этой благодатной почвы молодое деревце с мощной корневой системой: лучший аргумент в пользу «эликсира плодородия» трудно найти.
«Это донные отложения, сформировавшиеся в течение веков, – рассказывает он. – Когда сошел ледник, образовались озера, в них обитал планктон. Остатки планктона, живых организмов и почвенного перегноя без доступа воздуха формировали уникальные качества сапропеля. Возраст наших сапропелей порядка 10 тысяч лет. На дне существовавшего здесь когда-то озера обнаруживаем камни круглой формы, которые обкатал ледник: встречаются базальт, гранит, мрамор и даже кварц, который считается спутником золота.
Месторождение с необычным названием «Удходва» – это 100 га заболоченной территории. В нем залегает порядка 1 млн 100 тысяч «кубов» сапропеля. А запасы «черного золота» в Беларуси оцениваются приблизительно в 1 млрд тонн.
Буровые растворы эффективнее
Офис и производственная база СООО «Адоб-Агро» находятся в Оранчицах (на территории бывшей сельхозтехники). Но начиналось все совсем не с сапропеля. Основное направление деятельности предприятия – производство жидкого микроудобрения «АDOB Bor» для всех видов сельскохозяйственных культур. Удобрение пользуется спросом не только в Беларуси, но также в Украине и в России, где продается под различными брендами («Pro Bor» и др.). Мощности позволяют производить до 2 млн литров удобрения в год. Но это производство носит сезонный характер. Чтобы летом и зимой коллектив не бездействовал, потребовалось дополнительное направление. Месторождение торфа и сапропеля в непосредственной близости пришлось как нельзя кстати.
Григорий Переход, который уже около 20 лет работает с сапропелем в сотрудничестве с ведущими учеными страны, убежден в перспективности этого направления:
– В прошлом году мы начали поставки для ПО «Белоруснефть». Это основной потребитель сапропеля для буровых растворов (такой состав позволяет ускорить бурение скважин на 30-40%). На наших сапропелях уже пробурили три скважины, этому предшествовал сложный процесс апробации – лабораторные и практические исследования совместно с Институтом нефти в Гомеле. Оказалось, что буровой раствор на основе сапропеля по отдельным параметрам превосходит синтетические, которые импортируются из США и Канады, и при этом дешевле. Заключение, которое мы получили в сентябре, позволяет нам участвовать в тендерах и осуществлять поставки. 300 тонн сапропеля уже ушло на «Белоруснефть». Этот рынок в стране оценивается в 20-30 тысяч тонн в год.
…А клубника слаще
На базу «Адоб-агро» в Оранчицах часто приезжают фермеры, загружают в прицеп 10-килограммовые мешки с сапропелем. Многие на собственном опыте убедились, что ценное удобрение помогает восстановить естественное плодородие земли, улучшить качество урожая (по содержанию белка и сахара). Клубника, если ее подкормить «эликсиром плодородия», будет слаще и питательнее. А томатная паста «Чумак»? Не все любители продукта знают, что в этом и состоит секрет ее насыщенного вкуса. Важное свойство сапропеля также – купирование нитратов, тяжелых металлов и радиоактивных элементов.
Продукцией предприятия заинтересовались в Кобринском опытном лесхозе. Благодаря ей саженцы в питомниках стали лучше приживаться, корневая система у них мощная. В «Адоб-агро» ожидают заключение ученых Института леса и научно-практического центра Минлесхоза, куда были переданы для исследования образцы оранчицкого сапропеля.
– Сапропель – единственное органическое удобрение, пригодное для коренного улучшения (рекультивации) и санации почвы, – рассказывает Григорий Переход. – В связи с этим в качестве перспективного рынка можно рассматривать Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах существует госпрограмма по озеленению (высадке деревьев), поддержанная большими дотациями. Тем самым там стремятся улучшить природный обмен и смягчить климат. Но потенциальных партнеров не интересуют 100 или 200 тонн – там нужны большие объемы. А для нас это сложная логистика, вагоны, аренда складов… Срыв условий контрактов недопустим. Тем не менее, прорабатываем и эту тему, готовим свои бизнес-предложения. Рассматриваем также варианты выхода на рынки Европы и Китая.
Косметические маски и кормовые добавки
Кстати. «Фаберлик» на основе сапропеля выпускает косметические маски. И было бы странным, если бы в расположенном недалеко от Оранчиц санатории «Ружанский» не заинтересовались местной продукцией. Отправили на пробу – и лечебные грязи показали хороший эффект.
Но главным применением многогранного сапропеля на предприятии все же считают кормовые добавки из него.
– Мы же закупаем белок в виде шрота в Украине и дорогостоящие премиксы – и поднимаем тем самым себестоимость молока и мяса, – говорит Григорий Переход. – Поэтому сегодня производство мяса для сельхозпредприятий убыточно. В то время как ученые доказали: при включении сапропеля в корма белок усваивается животными на 75% вместо 50-ти, снижается потребность в премиксах. Надо использовать этот резерв, иначе к нам будут все больше завозить мяса и птицы из-за рубежа, потому что там ниже себестоимость.
Непростая процедура регистрации кормовой добавки уже на завершающем этапе.