Вернулась к жизни после комы. Постояльцы дома-интерната рассказали свои жизненные истории
В Доме-интернате для пенсионеров и инвалидов живут более 300 человек. Их судьбы трогают до глубины души. Временами вызывают сочувствие, но чаще – искреннее восхищение. Истории подопечных, доказывающие в очередной раз, какой непредсказуемой бывает судьба, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сильная женщина
К приятной улыбающейся даме в инвалидной коляске чувствуешь симпатию с первого взгляда. И та усиливается стократ, когда узнаешь ее историю.
Год назад Наталья Луценко перенесла ковид.
— После болезни ощущала небольшую слабость в теле. Списывала на последствия и диабет, но в целом чувствовала себя нормально, — вспоминает она. — Однажды пришла с работы и потеряла сознание. Дочь вызвала скорую. В больнице врачи диагностировали острый тромбоз глубоких вен нижней конечности. Патология привела к серьезным нарушениям и шоку. По жизненным показаниям выполнили ампутацию.
После комы Наталья училась жить по-новому.
— Конечно, были и слезы, и жуткая депрессия: как я без ноги? — вспоминает Наталья Викторовна. — Но хандру преодолела. Дочери всего 20 лет, понимала: она без меня, как без крыла… Взяла себя в руки и собралась в дом-интернат на реабилитацию. Привезли лежачей, ни руками, ни ногой пошевелить не могла, а сейчас посмотрите на меня (улыбается).
По словам инструктора-методиста по эрготерапии (метод терапии по восстановлению утраченных двигательных функций и навыков. — Прим. авт.) Ольги Гилевской, стойкости и силе характера подопечной можно позавидовать.
— С помощью специальных упражнений восстановили двигательные функции рук. Наталья Викторовна может стоять у опоры, обслуживать себя в быту. Сейчас ожидает протезирования конечности, — отмечает инструктор. — Пока она в инвалидной коляске, но в будущем сможет обходиться без нее.
В социальном учреждении в буквальном смысле многих возвращают к жизни.
— У пожилых людей с возрастом утрачиваются двигательные функции, — объясняет Ольга Гилевская. — Эрготерапия позволяет их поддерживать, восстанавливать. Этот вид реабилитации показан при неврологических заболеваниях — парезах либо параличе, после перенесенного инсульта, при атрофии мышц. Успешных результатов десятки!
Под крышей дома одного
Неординарная, наполненная событиями судьба у каждого из подопечных большого общего дома. Многие из них помнят зверства фашистов во время оккупации, страшный голод, стертые с лица земли белорусские города и села.
Также хранят воспоминания о том, как из руин восстанавливалась столица, возрождалась промышленность, развивалось образование, выстраивалась система оказания медицинской помощи.
Владислав Платонович Биран, к примеру, в прошлом главный детский офтальмолог Минска. Известный врач в войну был ребенком и не раз страдал от жестокости полицаев. Однако не опустил руки — посвятил жизнь медицине и многое сделал для офтальмологии Беларуси.
— Жизнь — это великий дар, — считает Владислав Платонович. — Я, как никто другой, знаю, какое это счастье — видеть, слышать, ходить.
Лидия Ивановна Хомич — ровесница энергосистемы Беларуси. Пару лет назад отметила 90-летний юбилей.
В творческой мастерской она создает удивительные поделки. Шутит, что и вековая бабуля может быть полезной. И пусть ее подмога лишь маленькая лепта в большое дело, важно другое — чувствовать себя полезной.
По словам директора учреждения Натальи Зычковой, в доме-интернате живут почти 360 человек. Это инвалиды I и II групп.
— У многих серьезные проблемы со здоровьем. Подопечные нуждаются в постоянном уходе, медицинской помощи и реабилитации. Конечно, мы делаем все, чтобы окружить их заботой, — отмечает она.
Наталья Александровна подчеркивает: запущенные хронические заболевания и возраст, безусловно, берут свое. Большинство жильцов — свыше 70 % — находятся на постельном режиме. Поднимать их боевой дух приходят психологи, а вернуть к полноценному общению — поставить на ноги — старается реабилитолог.
Чудо-доктор
Инструктора-методиста по физической реабилитации Сергея Пинчука по праву считают местным целителем. Он научил заново ходить не один десяток жильцов.
Большинство подопечных — те, кто пережил инсульт. Даже самые простые упражнения даются им усилием воли.
— При спазме мышц шеи мозг не получает достаточного количества кислорода. Отсюда головные боли, усталость, апатия, — объясняет реабилитолог. — На занятиях по лечебной физкультуре прорабатываем все тело. Ведь движение, как бы банально это ни звучало, и есть жизнь.
За благородный труд Сергей Пинчук удостоен звания «Минчанин года».
— Чтобы поставить человека на ноги, необходимо долго и упорно работать, — признается он. — Стараюсь вернуть пациента к жизни, пользуюсь многолетними наработками и авторским оборудованием.
С заботой о каждом
В доме-интернате проходят занятия по плетению из бисера, вязанию. Также жильцы могут посетить фитобар или почитать свежие номера газет в библиотеке. Но главное, у них есть возможность пообщаться. Ведь людей золотого возраста объединяют общие взгляды на жизнь, схожие интересы.
Иногда дружеские симпатии перетекают в супружеские отношения. Тамара и Владимир, к примеру, встретили друг друга, когда обоим было за 70, и обрели счастье.
По словам заместителя председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ольги Василевской, в социальных учреждениях столицы живут 2,8 тыс. минчан, еще более 4 тыс. получают услуги территориальных центров на дому. Те, кто нуждается в заботе, окружены вниманием государства.
Справочно
Социальная система города включает девять территориальных центров социального обслуживания населения, три дома-интерната общего типа, четыре психоневрологических учреждения, Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства.