Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Водитель грузовика переехал в Польшу и рассказал о заработке

Олег (имя изменено. — Прим. ред.) почти 15 лет на грузовом фургоне развозил по Беларуси продукты питания. Мужчина прошёл путь от простого водителя до владельца небольшой фирмы с наёмными сотрудниками и несколькими бусами в автопарке. Но пару месяцев назад он распродал всё и уехал в Польшу за новой жизнью. Сколько теперь получает наш герой и как польские работодатели пытаются обмануть простого белорусского дальнобоя? Подробности рассказвает сайт av.by.

«В Минске толковых водителей не осталось»

— Как вы пришли в грузоперевозки и почему сейчас трудитесь в Польше?

— Я родом из глубинки, а 15 лет назад переехал в Минск. Искал работу и нашёл компанию, где требовался водитель буса для перевоза различных товаров. Устроился, начал получать по $1 000. Думал, как бы увеличить зарплату, и решил: надо брать в аренду автомобиль и трудиться как ИП. Сказано — сделано. Правда, в последние годы доходы в этой сфере упали, поэтому я всё равно получал ту же тысячу долларов в эквиваленте. Тогда я накопил денег на собственный Iveco 2512, чтобы не тратить часть суммы на аренду машины. Увы, заработки опять просели, в кармане снова было не больше 2 500 рублей за месяц. Стал расширяться — приобрёл ещё пару грузовых фургонов для доставки продуктов питания, нанял водителей… Парадокс, но и в таком случае выходили примерно такие же деньги...

— К 2020 году я столкнулся с проблемой: в Минске не осталось водителей! Все профессионалы, казалось, выехали за рубеж. Зато людей с ярко выраженным пристрастием к алкоголю хватало сполна. Были и странные специалисты, которые не заметили бы, если б даже мотор из машины выпал! В итоге я свой бизнес прикрыл и начал искать себя в других сферах. Но нормальных заработков не было нигде! Поэтому я, как и многие, решил переехать в Польшу, несмотря на все сложности с получением визы. Живу здесь уже три месяца.

— Как и где нашли первую работу на новом месте? Многолетний белорусский опыт пригодился?

— Белорусский опыт здесь нанимателей не интересует вообще, только европейский. Поэтому пришлось начинать с нуля. Зато работы хватает! За хорошими водителями ведётся настоящая охота. Даже несмотря на то, что сюда переехало очень много украинцев и белорусов.

— Лучший способ начать карьеру водителю грузового транспорта в Польше — это устроиться на учкомбинаты. Туда берут без опыта, помогают оформлять документы (в том числе прописку — к ней вернёмся позже), но и зарплата соответствующая — 200 злотых (чуть больше $40) в день. Выходные оплачиваются тоже, так как мы их проводим в рейсе. То есть в среднем в месяц выходит около $1 200 — и это на старте. Здесь огромная текучка, потому как все хотят заработать стаж и уйти в фирму посолиднее. Собственно, я так тоже сделал, сейчас жду оформления на новом месте.

— Не заметили «особого отношения» к белорусам в нынешних реалиях?

— Совсем нет! Работодатели, наоборот, считают белорусов крайне трудолюбивыми. Политические темы никто не поднимает.

— Не пришлось вам менять белорусские права?

— Могу ошибаться в этом вопросе, но мне сказали так: в/у надо менять через три месяца нахождения в одной европейской стране. А я, получается, нигде не задерживаюсь, всё время в дороге.

— Зато мне понадобилось получить разрешение на работу и пройти медицинскую комиссию. Окулист, например, с помощью специального аппарата проверяет даже то, как ты видишь в темноте при слепящих встречных фарах. Ещё одно отличие — психотест. Причём вопросы там постоянно повторяются, меняется лишь формулировка. Они лёгкие, но людей с психическими отклонениями точно отфильтруют.

— Какие товары вы перевозили эти три месяца?

— Вот честно: понятия не имею! Все грузы тщательно упаковываются — не разберёшь. А в документации название продукции не указывается. Работал я на двухлетнем Renault Master — авто из серии «дёшево и сердито». Кстати, я заметил, что в Польше совсем нет грузовых бусов старше трёх лет, поэтому и у водителей отсутствуют проблемы с внезапными поломками, обслуживанием и т. д. А ТО и заменой расходников занимается фирма.

— Груз, машина — всё застраховано. Работодатель сразу говорит: «Ребята, если вас пытаются обворовать — спрячьтесь и не вылезайте, пока не поймёте, что всё, ограбили». Лично у меня подобных ЧП в дороге не было. Но коллегу в Нидерландах пытались развести на штраф люди с маячками на машине, которые на самом деле к полиции отношения не имели.

— А в какие страны доставляете груз?

— Чехию, Венгрию, Германию, Австрию, Черногорию, Францию, Испанию… В месяц средний пробег — около 15 000 км. Я за рулём сильно не устаю, поэтому иногда получается в выходные заехать в какое-нибудь курортное местечко, отдохнуть там и погулять по музеям. Бывало, что и 30 000 шагов за сутки проходил по разным туристическим достопримечательностям.

«600 злотых работодатель забирает за ненужную прописку»

— Пытался ли наниматель на учкомбинате хоть раз обмануть и лишить части заработка без причины? Например, за потраченное сверх нормы топливо.

— Во всех фирмах устанавливаются свои нормы по расходу топлива. Где-то — 10 литров, у некоторых — 12. Не укладываешься — получай штраф. Но я не встречал громких историй о том, что кто-то из моих коллег сильно пережёг горючее. У нас была такса в 230 злотых за день — это если нет никаких нареканий. 200 злотых — когда потратил лишнее топливо, накосячил с документами и т. д.

Но есть один явный «развод». 600 злотых в месяц у меня из зарплаты вычитали за прописку, которая на самом деле не нужна (хотя по закону иностранцам она требуется). В Польше никто не проверяет и не штрафует, как, например, в Москве, если у тебя нет временной регистрации. Она необходима только на начальном этапе, когда открываешь банковский счёт. Но учкомбинат всё равно всех прописывает по своему адресу и снимает ещё за это деньги. А многие компании регистрируют собственных сотрудников абсолютно бесплатно.

— После увольнения с учкомбината вы искали работу получше. «Получше» — это сколько в денежном эквиваленте?

— В среднем водитель с опытом здесь может зарабатывать 230—240 злотых. Максимум — 300—320. Однако при повышенном доходе всегда есть одно но. На территории ЕС имеются ограничения по каботажу. Например, согласно закону я — работник польской компании — не могу осуществить больше трёх перевозок по Германии. А некоторые фирмы за дополнительные «чаевые» к зарплате просят правило нарушить.

— Ещё один способ повысить себе заработок — согласиться ездить на перегруженной машине. Однако водитель должен понимать, что он рискует нарваться на полицию и схлопотать штраф от €1 000. Его, скорее всего, оплатит наниматель. Но если ты попался три раза — можно получить депортацию.

— А что с соблюдением режима труда и отдыха?

— На грузовые фургоны, как у меня, тахографы не устанавливаются. Мы вносим данные в документы вручную, и написать можно что угодно. Я за сутки как-то по факту проехал 1 500 км (за положенные 9 часов максимум — 800 км) — это меня работодатель настоятельно попросил ускориться. Почему я согласился? Потому что хотел спокойно отработать три месяца на учкомбинате и найти что-то получше.

— Какой процент из заработка уходит на бытовые нужды? Аренду квартиры, коммуналку, еду…

— А зачем квартира? Я постоянно в рейсе — сплю в машине. Если вдруг появляются выходные, тоже не снимаю ради одной-двух ночей себе жильё. Еда? У меня в бусе есть газовая конфорка, некоторые ещё мини-холодильник и мангалы покупают. В общем, готовим сами, кто во что горазд. С полноценным питанием проблем нет, просто нужно научиться варить не только макароны, а скоропортящееся съедать сразу. Пищевые товары здесь стоят столько же, сколько и в Беларуси, а разницу в зарплате можно определить математически. У меня на продукты уходит где-то €100—200, но специально я не считал. Конечно, фастфуд и рестораны в Польше дороже, но вряд ли кто-то будет каждый день там питаться.

— С дорожной инфраструктурой проблем в Европе нет, можно легко найти бесплатные туалеты (платные — ¢75). Душ мастерим из подручных средств (платный — около €3) — например, канистры и шланга. Что буду делать зимой? Зимой и посмотрим. Но мне коллеги уже рассказали про способы нагревания этой воды. У меня деньги уходят разве что на музеи, выставки и зоопарки — билеты действительно недешёвые: вход по €20.

— Без жены и детей очень экономно выходит! А выгодно ли перевозить в Польшу семью, если ты водитель грузовика?

— У меня это спрашивали десятки раз. Отвечу так: всё зависит от квалификации жены. Работы, где не нужна квалификация (уборщик, официант, продавец), в Польше сейчас нет совсем, все места заняты эмигрировавшими украинками. Квартиру тоже не снять. Но если, допустим, повезёт и вы её найдёте, то на одну зарплату дальнобоя прожить, конечно, можно. Только на аренду будет уходить бóльшая часть заработка, а существовать придётся сводя концы с концами. А если у тебя ещё и дети с их секциями, кружка́ми и игрушками… Тогда зачем вообще бросать дом, своё жильё и ехать куда-то? Жену ты всё равно видеть почти не будешь из-за постоянных рейсов. Другое дело, если супруга тоже прилично зарабатывает — айтишница или врач. Тогда на две хорошие зарплаты и жить можно неплохо.

— Вы затронули тему инфраструктуры. А что с качеством дорожного полотна в Польше? Наше правительство всегда делало упор на то, что в Беларуси очень хорошие трассы…

— Здешние дороги лучше наших. В Польше цена человеческой жизни явно выше, чем в Беларуси. Все трассы оградили, чтобы исключить выход на дорогу диких животных. Посередине — обязательно отбойники, здесь вылететь на «встречку» нереально. Запрещающие знаки дублируются по три-четыре-пять раз. Не заметить «кирпич» на развязке тоже невозможно.

**

И мир посмотреть, и денег заработать — так можно было бы охарактеризовать труд Олега, который за эти месяцы обошёл десятки европейских музеев и пляжей. Но мужчина обращает внимание: романтизировать эту работу не стоит. Мол, дорога физически выматывает и многие коллеги к концу недели от усталости стоять на ногах не могут. «Чтобы любить дальнобой — надо с рулём в руках родиться», — говорит наш герой. Поэтому, прежде чем бросить всё и уехать покорять польских работодателей, нужно несколько раз взвесить за и против (особенно учесть душ из канистры!), подготовиться к расставанию с семьёй и только потом рисковать ради заветной тысячи евро.

Фото: личный архив героя

#беларусь #польша #дальнобойщик #работа
Что ещё почитать:

Арендодатель о том, как застраховать свою квартиру от разгрома

Брестская таможня, крупнейшая в стране, празднует сегодня свое 85-летие

ЦТ и ЦЭ в 2025 году: что изменится и что важно учесть

Найти баланс между службой и семьей и что скрыто от глаз. Брестские таможенники...

В Германии из бака фуры белоруса на трассу вылился весь дизель

В Беларуси мужчина избил посетителей на почте, одна женщина скончалась

Невыносимые привычки бойфрендов: жёны делятся фотографиями

Глава Бреста наградил мужчину, спасшего ребенка