Всем ли тачкам хватает «карманов»? Как решается в Бресте проблема парковок
В одном брестском дворе лет двадцать назад был случай. Приехал к одному человеку друг дорогой на дорогой машине. С надежным паркингом в областном центре было туго, а на хорошую платную парковку владелец автомобиля, он же гость дорогой, поскупился, наверное, пишет «Вечерний Брест».
Железный скакун был оставлен во дворе, почти под окнами квартиры, в которую прибыл гость. Время летнее, поэтому гость предложил отличный, по его мнению, вариант: он заночует в своем авто, и это будет надежнее любой сигнализации. Заночевал, но, верно, щедрым было накануне вечернее застолье. Гость города проснулся в своей машине, в том же дворе. Одно «но» — автомобиль был уже без колес и зеркала заднего вида.
«Буквально все заполонили…»
Вероятно, стоит согласиться с тем, что проблема горожанина, где приткнуть машину на часок другой или даже на день, возникла не вдруг. Если кто помнит семидесятые годы двадцатого века, когда и формировалась в основном инфраструктура наших городов, тот согласится: в то время на сто семей было примерно два-три личных легковых автомобиля. По данным статистики, на 2020 год в Бресте на 320 тысяч населения приходилось под 170 тысяч личных автомобилей. То есть примерно одна машина на двух брестчан, включая младенцев и глубоких стариков. Такое обилие транспорта не может не быть обременительным для областного центра, самого небольшого по площади из шести в стране.
Хочешь не хочешь, владельцы личных машин ставят свою сравнительно небольшую, но ценную движимую собственность во дворах домов, где проживают. Грубо говоря, автомобили сегодня настойчиво выдавливают из придомовых территорий людей. Лет шесть-семь назад в городе даже возникло общественное движение под названием «Время Земли». Добровольцы, теперь принято говорить волонтеры, перемещаясь по городу, выявляли, где автомобиль припаркован на газоне, и прикрепляли листовку с призывом беречь природу. Они не были однозначно против паркинга по дворам, даже разработали своего рода памятку: сколько минут требуется жильцу дома без машины, чтобы дойти до остановки общественного транспорта, и сколько тех же минут затратит автовладелец из того же дома, чтобы дойти до предлагаемого места стоянки. И получалось, что не всегда наличие автомобиля давало существенный выигрыш по времени перед пешеходом.
Встроенные паркинги пустуют
Каждому очевидно: парковки представляют собой часть городской инфраструктуры. А значит, планировать их должны специалисты отдела архитектуры и градостроительства горисполкома. В Бресте ситуация с паркингом решается, пусть и не так быстро, как хотелось бы всем. В новых и еще проектируемых микрорайонах областного центра при разработке жилой застройки для каждого дома закладывается одно машино-место на одну квартиру плюс 25 процентов мест «гостевых».
Строительство многоуровневых паркингов для разгрузки дворов сейчас экономически нерентабельно, вот и нет инвестора, готового вложить деньги в такую стройку. В Бресте есть несколько встроенных паркингов, но они заняты на 5-10 процентов от общей площади. Пока горожане ставят машины во дворах и пока их не штрафуют за это, стимула пользоваться платным паркингом не будет. Таково мнение властей.
Проблема для гостя
Однако надо понимать разницу: одно дело хранить автомобиль с вечера до утра, другое – оставлять его в городе в разгар рабочего дня, то есть с утра до вечера или в паузах между делами в разных учреждениях. Этот сегмент инфраструктуры был и есть проблемой. Наш областной центр, так уж получилось, устроен достаточно компактно. Это удобно для любителей пешеходных прогулок, но автомобилист часто страдает.
Руководство города старается решить проблему «гостевых» парковок: небольшие свободные или неэффективно используемые участки земли покрываются асфальтом и предлагаются как дополнительные «карманы» для машин. Но опять же, город, особенно старый, построен компактно, поэтому не так просто отыскать в нем тот самый клочок свободной земли.
В зоне внимания ГАИ
Государственная автоинспекция отвечает, как известно, за безопасность движения. Сотрудники ГАИ проявляют профессиональный интерес лишь к тем неподвижным автомобилям, которые припаркованы неправильно. В последние несколько лет на их счету две значимые акции. С лета 2018 года в Бресте работает автоматизированная система фиксации нарушений правил парковки «ПаркРайт». Специальная аппаратура, встроенная в патрульный автомобиль, фиксирует неправильно припаркованные машины, в том числе в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена». Нарушителей ожидает штраф: водителей легковушек – в размере одной базовой величины, водителей грузовиков – трех базовых.
В сентябре 2021 года проводилась акция «В зоне внимания – парковки!». В ходе этого мероприятия инспекторы дорожного движения выявляли автовладельцев, которые парковались на местах, предназначенных для стоянки транспорта инвалидов. За десять дней акции обнаружилось несколько десятков нарушителей.
Паркинг как бизнес
Паркинг как хлопотный, но не очень обременительный вид бизнеса вполне начал приживаться в городе над Бугом. На одном из справочных порталов интернета имеется информация о двадцати девяти парковках Бреста. Они, судя по адресам, охватывают почти все районы города. Однако есть маленькое «но». Основная часть парковок – ведомственные. Следовательно, существенная часть машино-мест занята автомобилями сотрудников организации.
Определенный удар по парковочному бизнесу случился в 2013 году. Тогда государство повысило земельный налог, и многим частным владельцам паркингов стало просто невыгодно содержать землю под парковкой и штат работников на ней. По этой причине, в частности, перестала работать парковка на 145 мест возле вокзала на улице Орджоникидзе, принадлежавшая ОАО «Буг-сервис».
Конечно, есть в Бресте «гостевые» парковки, но многие из них – платные, и, естественно, это устраивает не всех автомобилистов, особенно экономных. Здесь уместно будет вспомнить парковку на территории железнодорожного вокзала. Еще несколько лет назад на эту площадку было, как говорят в народе, «не вбиться». Ныне – простор, тишина. А все потому, что парковка стала платной даже для тех, кто приехал встретить с поезда родственников.
В народе говорят: как бедному жениться – так ночь коротка. А уж как парковаться – так и подавно.