«Я же проездил на ней 7 лет!». У белоруса конфисковали Honda при продаже из-за перебитого VIN-номера
Помните «хапун» 2011 года, когда популярным заграничным направлением у белорусских автолюбителей вдруг стала Литва? Этот автомобильный бум предшествовал значительному увеличению таможенных пошлин. Тарифы выросли с января 2010-го, но физлицам дали полтора года, чтобы подготовиться к неприятным изменениям. Как итог — за первую половину 2011-го в Беларусь ввезли рекордные 250 тысяч авто.
Наш герой Павел стал одним из тех, кто поддался автомобильной лихорадке и тоже бросился в Литву за машиной. Вернулся в Беларусь на 5-летней Honda Accord. Она верой и правдой служила своему владельцу, но недавно белорус решил её продать. Это оказалось не так просто: выяснилось, что Павел эксплуатировал автомобиль с перебитыми VIN-номерами. Рассказываем, чем это обернулось.
«После продажи позвонил перекупщик и сказал, что машину конфисковали»
За семь лет владения Honda Accord Павел успел объездить на ней несколько стран Европы. Но очередное путешествие в августе 2018 года закончилось аварией под Вильнюсом.
Автомобиль с пьяной водительницей за рулём влетел сзади. Иномарку Павла несколько раз повернуло, а после она врезалась в ограждение. Повреждения оказались серьёзными: авто больше нельзя было эксплуатировать.
— Машина на тот момент стоила где-то $7 000. Проблем со страховыми выплатами не было, литовская сторона мне возместила около $4 000 плюс стоимость вещей, которые находились в багажнике и были разбиты. Но автомобилю требовался серьёзный ремонт, а у меня не было желания им заниматься. Доставив «Хонду» в Беларусь, я решил: буду продавать. Разместил объявление, указал цену в $2 500 и подробно перечислил все повреждения.
Не прошло и десяти минут, как нашёлся покупатель. Очевидно, перекуп, но для Павла это значения не имело. Объявление скрыто, встреча назначена.
— Возникла проблема со снятием машины с учёта. Она на могилёвских номерах, а как её туда доставить, если автомобиль не на ходу? Решили заключить предварительный договор купли-продажи с 100-процентным авансом. По условиям документа, снять «Хонду» с учёта новый владелец мог только в моём присутствии. Договорились сделать это, как только он авто восстановит. Параллельно я подписал доверенность на теперешнего хозяина машины. Даже не задумался, зачем в документе есть пункт о праве продажи.
Деньги у Павла были на руках, но он всё равно настойчиво набирал номер покупателя и узнавал, когда же ремонт будет закончен. Договорились о сроке до марта, но процесс растянулся ещё на пару месяцев.
— Вдруг раздаётся звонок. Новый владелец машины сообщает, что продал её мужчине по имени Михаил. Они вместе приехали в ГАИ, чтобы переоформить автомобиль, но его конфисковали за перебитый на кузове VIN-код.
Но я же проездил на «Хонде» более 7 лет! Кроме того, при растаможке в 2011-м возникла проблема с определением года выпуска машины. Я обращался в дилерский центр, называл идентификационный номер и просил предоставить мне справку о том, когда же автомобиль сошёл с конвейера. Позже несколько раз ремонтировал иномарку в официальном сервисном центре, никаких проблем не было.
Вердикт: VIN изменён ещё в Литве
Павел с момента продажи «Хонду» не видел, поэтому заподозрил в подмене автомобиля и изменении VIN-номеров своего покупателя. Спойлер: эта версия не подтвердилась. Было заведено уголовное дело, всех участников истории неоднократно допрашивали. После этого выяснилось, что VIN был перебит ещё на территории Литвы.
— Уголовное дело через какое-то время закрыли, но тут возникла новая проблема. Мне позвонил тот самый Михаил и потребовал свои деньги назад. Как оказалось, перекуп продал ему авто за $3 000. Более того, Михаил «Хонду» полностью восстановил за свой счёт, потратив ещё около $2 500. Но почему я должен возвращать ему что-то? Прошло немало времени, я уже давно вложил вырученные от продажи средства в новую машину.
Конечно, телефонным разговором дело не закончилось. Начались затяжные суды. Адвоката, к слову, нанял только перекупщик.
— Человек, который приобрёл автомобиль непосредственно у меня, на заседаниях начал утверждать, что мы с ним незнакомы! Затем показания он неоднократно менял. У Михаила вообще не оказалось никаких документов на руках, даже расписки о передаче денег или чеков с СТО. Он так и не доказал, что заплатил за «Хонду» $3 000. Перекупщик позже подтвердил передачу Михаилом лишь $2 500. Тем не менее эти деньги суд постановил вернуть. Однако отдел принудительного исполнения не смог их взыскать.
В какой-то момент перекуп подал в суд на Павла, решив вернуть свои средства. Однако в договоре купли-продажи было написано, что аванс невозвратный. Поэтому первое заседание наш герой выиграл. Но апелляционный суд не принял во внимание имеющийся договор купли-продажи и признал сделку между Павлом и перекупщиком устной. Такая небольшая деталь вскоре стала решающей.
— Я этот момент опять упустил. Поэтому следующие заседания были проиграны. Перекупщик попросил признать нашу с ним сделку недействительной, а суд пошёл ему навстречу и постановил, что я должен вернуть деньги. Но речи о возврате автомобиля не шло, для этого я должен был подавать встречный иск. Процесс занял бы ещё какое-то время и сулил новые расходы.
Затем трое участников истории решили всё-таки договариваться между собой. Вместе поехали в банк, где Павел положил на счёт перекупщика $2 500, с которых всё и началось. Деньги тут же списались и были возвращены Михаилу в принудительном порядке. Тот в свою очередь вернул автомобиль Павлу.
Как итог — Павел потерял деньги, потраченные на суд, и очень много личного времени. Михаилу пришлось ещё хуже: в никуда исчезло $3 000.
Поставить на учёт нельзя, пустить на запчасти
Согласно белорусскому законодательству авто с изменённым идентификационным номером нельзя поставить на учёт. Эксплуатация машины, не зарегистрированной в установленном порядке, влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трёх базовых величин. По этой причине Павел начал искать любителей гонок и дрифта, которые могли бы выкупить машину для поездок по закрытым трассам. Не получилось. Однако новый покупатель снова нашёлся через av.by. Наш герой даже взял с будущего владельца расписку, где указано, что тот знает всю историю автомобиля. Продать, к слову, получилось за $2 000.
— Знаю, что моя «Хонда» отправилась в Витебскую область, но больше я её судьбой не интересовался. Возможно, её сейчас разбирают на запчасти. Хотя не удивлюсь, если кто-то колесит на ней по какой-нибудь деревне на российских номерах. Такая вот история длиной в четыре года.
Неужели ничего нельзя сделать? «В случаях, если установлено, что на транспортном средстве, ранее зарегистрированном в Республике Беларусь, произведена замена номерного агрегата, регистрационные действия осуществляются только в случае подтверждения законности его приобретения (получения)», — гласит Положение о порядке государственной регистрации и государственного учёта транспортных средств, снятия их с учёта и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств. Но это скорее относится к случаям, когда VIN пришлось восстанавливать из-за ДТП и авто точно не имеет криминального прошлого.
Где искать VIN-код на машине?
Мы регулярно напоминаем: перед покупкой автомобиля обязательно проверьте не только документы на него, но и идентификационный номер машины.
Заводы-изготовители чаще всего наносят VIN в таких местах, как:
✔ моторный щит, отделяющий отсек двигателя от салона;
✔ опора передней подвески;
✔ лонжерон;
✔ полка переднего крыла;
✔ пол в ногах переднего пассажира;
✔ рама (у внедорожников и грузовиков);
✔ поперечина под передним сиденьем.
Кроме того, в автомобиле можно найти дублирующие таблички/наклейки с VIN-номером:
✔ под лобовым стеклом (в левом нижнем углу);
✔ в дверных проёмах на центральных стойках;
✔ на поперечине (рамке) радиатора;
✔ в багажнике;
✔ на капоте и/или на дверях.
Тщательно рассмотрите перед покупкой основной VIN и все дублирующие его таблички. Если вы сомневаетесь в его подлинности из-за каких-либо повреждений — вопросы могут возникнуть и у работников Госавтоинспекции. Это грозит временной конфискацией и экспертизой, которая может затянуться.