За что не любят байкеров и что с этим делать? Поговорили с одним из лидеров мотоциклетного движения
Так уж сложилось, что мотоциклисты давно стали головной болью для горожан: устраивают громкие покатушки, подрезают автомобилистов, разгоняются до неприличных скоростей. Во множестве аварийных ситуаций зачастую виноваты сами мотоциклисты. Не все из них желают соблюдать ПДД. Можно ли донести до мотоциклистов идею цивилизованного поведения на дороге, и почему даже опытные байкеры попадают в смертельные ДТП? Об этом и не только поговорили с председателем мотоклуба «Железные Братья», кандидатом юридических наук, руководителем мотоциклетного движения 1990-2000-х годов Валерием Буткевичем.
Фото из открытых источников (иллюстративное)
— Валерий, как за последние годы изменилась мотокультура в Беларуси?
— Отвечая на этот вопрос, хотелось бы вернуться в прошлое. В 80-х годах мотоциклистов называли рокерами. Они носили косухи как у рок-музыкантов, слушали рок-музыку, ездили на «Явах» и «Чезетах», тюнинговали свои мотоциклы, чтобы они звучали громче, а потом ездили на них по ночам. Тогда в кодексе об административных правонарушениях появилась статья, которая запрещает групповое движение транспортных средств, создающих шум. По этой статье, кстати, многие мотоциклисты в свое время пострадали.
«Увлечение мотоциклом должно быть частью определенной культуры, здорового взгляда на жизнь».
В начале 90-х рухнул железный занавес, вчерашние мотоциклисты пересели на машины. Двухколесных транспортных средств на дорогах стало меньше. Но все равно остались люди, которых прельщали мотоциклы. Где-то в 1994 году появились ребята на импортных байках. В те годы возникла необходимость привития культуры вождения и соблюдения правил безопасного движения. С этой целью и был сформирован клуб «Железные братья». Клуб также ставил перед собой цель развивать мототуризм, популяризировать здоровый образ жизни. Кстати, объединение до сих пор существует с филиалами во всех областных центрах.
Взаимодействуя с исполнительной властью, мы проводили разного рода мероприятия, где показывали обществу, что мотоциклисты — это не просто владельцы двухколесных транспортных средств, которые носятся как оголтелые, а люди здравомыслящие, которые соблюдают правовые и нравственные нормы, которые понимают необходимость соблюдения правил безопасности. Но и ко всему прочему — это люди состоявшиеся, которые имеют статус в бизнесе, в общественной деятельности.
В те годы увлечение мотоциклами было частью некой культуры… Сегодня культуры вождения нет. Достаточно посмотреть, как ездят мотоциклисты на спортбайках. Это полный хаос. И, конечно, горожан это не устраивает.
— То есть преемственности поколений не получилось? Передать правила поведения на дороге начинающим мотоциклистам не удалось?
— Да. И это, пожалуй, главное упущение. Те, кто начинали мотодвижение в 90-х годах, не сформировали организацию, которая бы закладывала основы. Сейчас в мотоциклетном движении нет централизации, возможности внутри сообщества обсудить дисциплину, отношения к правилам. В итоге все ездят так, как хотят.
«Еще в 90-х годах мотоциклистов было не много, порядка 200 в Минске».
Причем в последние годы отмечается заметное омоложение водительского состава. Для некоторых ребят мотоцикл — это всего лишь дань моде. Молодежь не знает истории мотодвижения, игнорирует правила поведения на дороге. Не все понимают, что показывать мощность двигателя и свою лихость можно в специально оборудованном месте. Ведь мотоцикл как ускоряется быстро, так и остановить его нелегко.
Человек, который давно катается, не будет гнать. Он самодостаточен и получает удовольствие от поездки. Где надо он «прохватит», но «прохватит» грамотно. Кому нужна показуха?
— Интересно, что за страсть у мотоциклистов к шумной езде?
— Они объясняют, что они таким образом громко оповещают всех о своем присутствии, становятся более заметными на дороге. Я в таких случаях говорю: ты не становишься более заметен, к тебе появляется больше ненависти. Какие эмоции может вызвать рев моторов у жителей спальных районов, которые пытаются отдохнуть после рабочего дня?
«Культуры вождения мотоциклом сегодня нет».
Культуру вождения нужно прививать, и эту функцию на себя должно взять мотосообщество, которое будет объяснять, что не надо противостоять общепринятым правилам и нормам, не надо идти на конфликт. Надо убедить человека в том, что он часть общества и должен соблюдать общепринятые правила этого общества, и что хулиганство одного мотоциклиста сказывается на репутации всего мотосообщества. А у нас получается так, что мотоциклист, получив штраф или административное наказание, лишь озлобляется и еще больше нарушает.
— C наступлением мотосезона усиливается вражда между мотоциклистами и автомобилистами. В чем они только друг друга не обвиняют…
— Мотоциклисты, как и автомобилисты — это участники дорожного движения. Но после зимы водители автомобилей отвыкают от того, что помимо них на дороге еще кто-то есть. Мотоциклисты же часто из-за отсутствия опыта ведут себя неправильно: не понимают, где можно ускориться, не смотрят, что происходит перед впереди идущей машиной, не умеют прогнозировать развитие дорожной ситуации. Они едут на большой скорости, двигаются между рядами. Автомобилисты их просто не видят, начинают перестраиваться и происходит ДТП.
Когда была создана Белорусская Федерация байкеров, все клубы (официальные и не официальные) объединились. Основная задача была, на мой взгляд, в общей координации, составлении планов мероприятий, помощи в их организации и проведении, взаимодействии с исполнительной властью, написании статей в СМИ. Все это должно было помогать обходить краеугольные камни в вопросах взаимоотношений всех участников дорожного движения.
«В мотодвижении требуется преемственность поколений: молодежи нужно объяснять, как надо себя вести».
— Как вы думаете, почему ДТП с участием мотоциклистов получают такой резонанс?
— По статистике ДТП с участием мотоциклистов не так уж и много. Но такие аварии действительно не обходятся без общественного внимания. Мотоциклистов многие не любят.
Я хочу сказать, что мотоцикл рано или поздно притупляет чувство страха. Когда-то у меня был спортивный байк «Ямаха». Однажды я проехал на нем со скоростью 250 км/ч. Сзади у меня стоял кофр. И я представил: если крепление этого кофра отломается, сопротивление уменьшиться, мотоцикл резко пойдет на ускорение и меня потом просто не соберут… С тех пор я очень аккуратно отношусь к скорости. На автобане максимум разгонялся до 150-160 км/ч.
— К сожалению, даже опытные мотоциклисты попадают в смертельные ДТП. Можете привести в пример истории, когда, несмотря на внушительный стаж вождения, гибли люди?
— В случае с мотоциклистами, нужно не только говорить о произошедшем ДТП, но и выяснять его причину. Информацию надо доносить до всех участников дорожного движения. И это так называемая профилактика дорожно-транспортных происшествий.
Например, когда начинает идти дождь, желательно ехать медленно, не ускоряться пока асфальт как следует не намокнет. Между асфальтом и резиной создается очень скользкая песчано-водная эмульсия. Об этом нужно говорить мотоциклистам. Конечно, это не будет делать ГАИ. Должен быть общественный подход: кто-то более опытный помогать и подсказывать, чтобы трагические истории не повторялись.
Существуют особенности вождения мотоцикла. Например, однажды мотоциклист переезжал трамвайные пути. Делал это наискосок вместо того, чтобы ехать прямо. Водитель добавил газ. Резиновое колесо на металле занесло, мотоцикл лег. Правда, все обошлось благополучно: мотоциклист встал и поехал дальше.
К сожалению, время от времени случаются неприятные истории. На моих глазах разбился автор проекта extreme.by Андрей Юхновец или, как его называли, Фидель. Нелепая смерть произошла на открытии байкерского сезона во время выполнения одного из трюков… Буквально через неделю погиб его друг. Его мотоцикл врезался в автомобиль. Выезжая из дворов, водитель не пропустил мотоцикл. Вскоре после ДТП мотоциклист скончался…
— В последнее время появилось множество мотоциклистов-ютуберов. На видео они разгоняются до 300 км/ч, танцуют на мотоцикле и всячески лихачат. Как вы к этому относитесь?
— Я считаю, что это хайп. Блогеры гонятся за лайками, подписчиками. Они не думают о последствиях. Люди, вы что делаете? Записывая ролики, вы подаете другим пример. Должна быть цензура, в том числе сообщества мотоциклистов. Да, некоторые блогеры могут снимать выполнение каких-либо трюков, но делать это в специально оборудованном месте, имея хорошую подготовку и обязательно предупреждая подписчиков, что повторять подобное опасно. Потому что многие, насмотревшись трюков и интернете, начинают их повторять. Это дико, глупо, безрассудно и в результате приводит к трагедии. Я еще раз повторю: всему свое место. Рев мотора и рискованные трюки оценят на байкерском фестивале, но не на дороге общего пользования.