«Жена, конечно, не в восторге». Брестчанин купил советский ЛАЗ-699Р за $1 000, а вложил уже 10 тысяч долларов

Современные автомобили достигли высочайшего уровня развития и комфорта. Несмотря на это, некоторых автомобилистов по-прежнему привлекают старые образцы советской техники. Герои данного материала тоже относятся к их числу, но увлечение у мужчин всё же не совсем обычное. Их интересуют не просто ретроавтомобили, а транспорт покрупнее.

Уже четыре года Валерий и Александр занимаются восстановлением советского автобуса ЛАЗ-699Р. О мотивах, истории приобретения и реставрации львовского «туриста», а также своих планах на будущее владелец ЛАЗа рассказал нам в эксклюзивном интервью.

— Мой отец всю жизнь проработал в автобусном парке водителем. Я, можно сказать, вырос среди автобусов. В 17 лет поступил на работу в тот же автопарк учеником автослесаря, потом стал шофёром, — открывает страничку своего прошлого Валерий. — Как и отец, я посвятил пассажирскому транспорту свою трудовую жизнь — в автопарке работаю до сих пор! Поэтому любовь к автобусам у меня в крови. Но больше всего мне интересна тема общественного транспорта времён СССР.

— Как у вас появился ЛАЗ?

— Однажды чётко понял, что хочу приобрести личный автобус! Стал искать, у кого что осталось в стране из этой категории транспорта советской эпохи. Весной 2018-го я попал на один из брестских учебных комбинатов. Там и увидел этого красавца! Но была одна проблема: автобус являлся собственностью без права продажи. Трёхлетний срок истекал только через год. Я начал ездить в другие города, искал варианты. К сожалению, пассажирским ретротранспортом в Беларуси почти никто не занимается. Видел несколько ЛАЗов-695Н и кое-что ещё, но в итоге решил подождать до следующего года и выкупить этот ЛАЗ-699Р. Так и сделал. Отдал за него тогда $1 000.

— Чем интересна эта модель?

— ЛАЗ-699 — советский междугородный автобус большого класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1964 по 2002 год. Массовый выпуск модели ЛАЗ-699Р начался в 1983-м. Год выпуска моего экземпляра, к сожалению, не установлен. Но я полагаю, что 1990-й. Во-первых, все детали датированы 1989 годом. А во-вторых, с 1990-го на машинах этой модели перестали устанавливать водительскую дверь в левом борте. Здесь, как видите, её уже нет.

— Этот автобус сохранился в максимальной заводской комплектации. В салоне — 41 комфортабельное пассажирское кресло с регулируемыми спинками, остались здесь также два откидных кресла у запасного выхода в заднем свесе, что удивительно, потому как обычно их просто выкидывали. Каждое место оборудовано индивидуальной вентиляцией и освещением.

— «Сердцем» автобуса служит всё тот же восьмицилиндровый четырёхтактный двигатель ЗИЛ-375Я5 с рабочим объёмом 7 литров и V-образным расположением цилиндров. Мощность — 180 лошадиных сил. Такой же стоял ещё на первых образцах ЛАЗ-699 начала 60-х годов ХХ века. Эта форсированная версия «130-го» мотора получила прозвище «Обжора». На 100 километров пути он «ест» от 35 до 50 литров бензина!

— Рулевой механизм автобуса оснащён гидроусилителем, люфт рулевого колеса — 100 мм. Водительское сиденье достаточно удобное для того времени, оно устанавливалось на рессоры, шофёр мог регулировать его индивидуально для удобства вождения. ЛАЗ-699Р укомплектован пятиступенчатой механической коробкой передач и двухдисковым сухим сцеплением, оснащённым гидроприводом. Топливный бак вмещает 300 литров. Автобус развивает скорость до 100 км/ч. Сегодня львовские «туристы» уже практически не встречаются на улицах, думаю, скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

— Какие восстановительные процедуры были проведены вами и какую сумму пришлось вложить в это дело?

— Работы было очень много, она продолжается и по сей день. Некоторые части кузова и подвески находились в настолько плачевном состоянии, что в голове в какой-то миг мелькнула мысль: «А оно мне надо было?..» Но мысль на то и мысль — пронеслась и улетела! Мы восстановили кузов, заменили поржавевшее железо и некоторые стёкла. Чтобы отреставрировать кузов, пришлось снять линолеум с пола, а также полностью разобрать салон.

— На момент покупки автобус был в сине-белой краске. Во время ремонта мы заметили под ней красную. При реставрации решили вернуть заводской вид и покрасили автобус в красно-белые цвета. У руля процесса восстановления находится мой товарищ Александр: он и сварщик, и жестянщик, и маляр; я на подсобных работах. Денег на реставрацию ушло уже порядка $10 000. Но это далеко не предел.

— Где берёте детали для такого редкого экземпляра?

— Как только купил этот автобус, я первым делом объездил своих бывших коллег-водителей, ныне пенсионеров: вдруг у кого-то завалялось в гараже что? И правда, таким образом удалось добыть кое-какие компоненты. Так, у моего бывшего напарника оказалось много интересных штучек для ЛАЗа. Например, совершенно новое заводское зеркало заднего вида, а также зеркало для салона именно лазовского.

Кое-что находим благодаря интернету, соцсетям и знакомствам с участниками автомобильных ретроклубов. На просторах Всемирной паутины отыскал, в частности, радиоприёмник 1989 года выпуска. Да и у Александра большой собственный склад различных деталей, он «раритетчик» по жизни, эта страсть ему передалась от отца. Так собираем с миру по нитке и восстанавливаем наше детище. Кстати, мне удалось найти в Сети и приобрести даже советское руководство по эксплуатации автобусов ЛАЗ-699Р, которое очень помогает в процессе ремонта.

— Как семья относится к вашему необычному увлечению?

— Жена, конечно, не в восторге, потому что меня никогда дома нет. Выходные — я занят автобусом, отпуск — я опять к автобусу…

— А что за форма на вас?

— Это настоящая форма водителей автобусов эпохи СССР. Одна моя, другая ещё от отца досталась. Кстати, флажки и вымпелы в салоне тоже все ещё с советских времён.

— Как вы используете ЛАЗ сегодня?   

— На данный момент мы иногда выезжаем на выставки ретроавтомобилей, участвуем в автопробегах. Автобус уже побывал на съёмках нескольких фильмов. В прошлом году он заинтересовал режиссёров сериала «ГДР», который снимался в аэропорту Брест. А недавно мы ездили на ЛАЗе в Минск, машина участвовала в создании кино про футболиста Фёдора Черенкова.

В планах продолжать работу над автобусом. Хочется, чтобы он чаще выезжал на дорогу, использовался не только как ретроэкспонат, но и по прямому своему назначению — как транспортное средство. А ещё у меня есть мечта — организовать исторический музей пассажирской техники на базе нашего автобусного парка. Пока она трудноосуществима, но я не теряю надежды, что когда-нибудь она исполнится, и постараюсь приложить для этого все усилия.

Фото: автора, из личного архива героев 

Фото: автора, из личного архива героев
#брест #автобус
Что ещё почитать:

Годовалый ребенок опрокинул на себя горячий кофе и попал в больницу с ожогами 45...

«Уснул за рулем». Стали известны подробности страшной аварии

Узнайте, какие продукты нельзя хранить в холодильнике

В Германии из бака фуры белоруса на трассу вылился весь дизель

Электромобили убивают? Блогер из Бреста разоблачает видео из интернета

Какие амбициозные планы реализует Брестская таможня? Фильм «Зелёный коридор»

Белорус потребовал раздела имущества с бывшей женой, включив в список кошку и ее...

В Бресте в ноябре снова зацвели сирень и шиповник