Блок из ячеистого бетона, демлерный блок и пенопласт в строительном магазине «Строй с нами» в Бресте

Житель Бреста рассказал, как восстанавливает пассажирский автобус времен СССР

Житель Бреста Валерий Романович работает водителем городского пассажирского транспорта уже многие годы. С недавнего времени он купил себе свой личный автобус, да еще и необычный – советский ЛАЗ-699. Вместе с другом Валерий вручную восстанавливает эту ретро-машину.


© Sputnik / Светлана Яценюк

Сегодня в Бресте на площадке у ТЦ "Экватор" расположилась выставка автомобилей "Транспорт прошлого – транспорт будущего", приуроченная ко Дню автомобилиста. Здесь можно было увидеть и "Жигули", и старые модели BMW, а рядом с ними стояли современные электромобили Tesla, Nissan.

Рядом с современным электробусом расположился необычный для нынешнего времени экземпляр – пассажирский автобус времен СССР. Его на выставку пригнал владелец – водитель КУП "Брестский общественный транспорт" Валерий Романович. На выставку мужчина приехал не только на ретро-автобусе, но и в ретро-форме водителя пассажирского транспорта советского времени. Пиджак, как оказалось, его личный. В нем брестчанин работал в 90-е годы. А фуражку предоставил знакомый брестский коллекционер Павел Михайлов. Подробнее о восстановлении ретро-автобуса, – в материале Sputnik.

С чего все началось

У Валерия Романовича нет коллекции ретро-автомобилей. Но эта тема ему близка и интересна. В свое время мужчине достался отцовский автомобиль "Жигули" 80-х годов, который он потом отремонтировал. Тогда впервые и столкнулся с восстановлением раритетного транспорта. Втянулся в эту тему и вступил в местный клуб ретро-автомобилистов "Адам". Со временем Валерий понял, что ему, как водителю городского транспорта с более чем тридцатилетним стажем работы, интереснее восстанавливать автобусы.


Автобус Валерий реставрирует вместе со своим другом Александром Казаковым. © Sputnik / Светлана Яценюк

Свой нынешний личный автобус времен СССР ЛАЗ-699 Валерий Романович нашел случайно летом 2018 года. В то время искал другой транспорт советских времен. И нашел, но купить не успел, так как его уже продали. Зато на территории частной автошколы брестчанин приметил другой не менее интересный вариант – ЛАЗ-699. Автобус был на ходу и использовался как учебный транспорт.

Однако по своим характеристикам был нерентабельным для автошколы и большую часть времени простаивал. Еще тогда Валерий подумал выкупить автобус. Но стоял запрет на продажу машины в течение трех лет. До окончания срока действия этого документа оставался год. В 2019 году Валерий вернулся в эту автошколу и выкупил экземпляр советского автопрома. Тогда же приступил к его восстановлению.

Продал "Жигули" ради увлечения

Реставрировать автобус Валерию помогает его друг Александр Казаков. Работы ведутся на территории Брестского автопарка: руководство разрешило использовать эту площадку. Восстановление идет не быстрыми темпами, ведь на это нужны и средства, и свободное время. Для Валерия ремонтировать автобусы не в новинку.

"Мне было 17 лет, когда я начал работать в автопарке. Там же работал и мой отец. Учился в Минске на специальности "Инженер по технической эксплуатации автомобильного транспорта". Поработал сперва по специальности в течение нескольких лет. А потом стал водителем. И с тех продолжаю работать по этой профессии в КУП Брестский общественный транспорт", – рассказывает автолюбитель.

В документах на ЛАЗ-699 не указан год выпуска. Но, согласно изученной Валерием информации, автобус был собран Львовским автобусным заводом в 1989 году, использовался в основном для междугородных перевозок.

По словам Валерия, купленный им транспорт был в довольно хорошем состоянии: на ходу, сохранился салон с пассажирскими сиденьями. Тем не менее, требовался значительный ремонт, местами все поржавело и пришло в негодность.


В свое время Валерию пришлось продать автомобили отца, чтобы найти деньги на реставрацию автобуса. © Sputnik / Светлана Яценюк

"Когда я купил автобус, кузов был выкрашен в синие полоски. Однако во время ремонта мы заметили под синей краской красную. То есть с завода автобус был выпущен с красными полосками. При реставрации восстановили заводской вид", – рассказывает владелец ретро-автобуса.

Реставрировать образец советского автопрома Валерий начал в марте-апреле 2020 года. За это время было уже немало сделано: восстановлен кузов, заменено поржавевшее железо и неоригинальные окна. Чтобы отреставрировать кузов автобуса, Валерию с его другом пришлось снять линолеум с пола, а также убрать практически все пассажирские сиденья.

"На автобус нужны немалые средства. В свое время для продолжения работ над мне пришлось продать отцовский автомобиль "Жигули", чтобы вновь появились средства на ремонт. Вместе с суммой покупки и суммой, уже вложенной на ремонт, я мог бы купить легковую машину из салона", – говорит Валерий.

В семье мнения об увлечении Валерия разнятся. Взрослый сын поддерживает отца и даже помогает финансово. Жена настроена более скептически, но не мешает мужу заниматься любимым делом.

Что будет с автобусом?

В планах у Валерия восстановить автобус к 9 Мая следующего года. В дальнейшем использовать эту машину он планирует не только как экспонат, но и как транспортное средство:

"К 9 Мая обычно проходят различные мероприятия. Возможно, автобус я снова покажу на какой-нибудь автомобильной выставке. Или поучаствую на нем в автопробеге. Планирую на ретро-машине возить людей. Например, посажу коллег, и мы на этом автобусе вместе поедем на рыбалку или охоту. Или буду возить на этом автобусе людей на различные экскурсии. Правда, только в хорошую погоду".


Пока сложно сказать, будет ли автобус вновь возить пассажиров, но интерес у брестчан к необычному ретро-транспорту есть. © Sputnik / Светлана Яценюк

Валерии пока не может с точностью сказать, будет ли автобус использоваться по своему прямому назначении и возить людей по городскому маршруту. Времена поменялись, люди требуют более комфортных условий. А старая модель автобуса не предполагает многих моментов, к которым привыкли современные пассажиры. В частности, в автобусе нет форточек и кондиционера. Вместо этого установлена система обдува через воздуховоды над головами пассажиров. Двери пассажиры открывают самостоятельно с помощью специальной ручки.

Захотят ли люди проехаться в таком автобусе – покажет время. Но интерес к нему у взрослых и детей, как показала сегодняшняя выставка, довольно высокий.

Источник: Sputnik Беларусь
#брест #автобус #ретро #романович
Что ещё почитать:

Почему ценники в магазинах Беларуси мелкие и каким должен быть шрифт?

Суд вынес приговор водителю из Дрогичина, который совершил ДТП со смертельным ис...

Осудили водителя, который присвоил топливо предприятия в Ляховичах

Mercedes сбил лося в Брестской области

Нарколог: дневные порции никотина в вейпе могут быть равны 3 пачкам сигарет

В Беларуси установлен рекорд: близняшкам исполнилось 99 лет!

История угона автомобиля в Кобрине

Кто имеет право на льготные тарифы при оплате коммунальных услуг?