История одного из защитников Брестской крепости
В этом году Брестская крепость отмечает юбилей - 180 лет. Построенная еще в 1842 году, в мире она стала известна по истории Второй мировой войны.
Сегодня цитадель - символ стойкости ее защитников, которые мужественно встретили первый день войны и более месяца героически держали оборону.
Многие попали в плен и их подвиг уже стал известен через много лет после окончания Великой Отечественной. Один из них - Самвел Матевосян. Кто реабилитировал имена защитников Брестской крепости? И как работа над книгой переросла в дружбу? История одного из защитников Брестской крепости - в репортаже Дарьи Белоусовой-Петровской.
Это только небольшая часть документов, фотографий, наград и личных вещей Самвела Матевосяна, одного из защитников Брестской крепости. Все эти предметы бережно хранит его сын, Тигран Матевосян. Правда, главная память - это детские воспоминания и редкие истории о военном прошлом, которые иногда удавалось услышать.
Тигран Матевосян, сын защитника Брестской крепости:
Папа не любил рассказывать о войне. Более того, когда показывали немецкий фильм и там была немецкая речь, он очень напрягался и выключал телевизор, чтоб не слышать этого.
До войны Самвел Матевосян мечтал стать горным инженером. В 1935 году с отличием закончил московский Институт цветных металлов и золота. И с группой лучших студентов попал на встречу к наркому Серго Орджоникидзе. Он в то время курировал тяжелую промышленность страны. Одежду для важного визита собирали всем общежитием.
Тигран Матевосян, сын защитника Брестской крепости:
Отец рассказывал, что Орджоникидзе посмотрел и говорит: "А ты чего оделся как цыган на ярмарку?" Я, говорит, был в такой косоворотке пестрой. У кого-то из друзей взял, говорю, что было, то и надел. Когда его спросили о планах, папа сказал, что, мол, собираюсь ехать в Армению.
Брестская крепость первая приняла на себя удар немецкой армии
С напутствия Орджоникидзе Мативосян стал работать на Кафанском горном комбинате. Но страна уже жила в предчувствии войны. И в 1939 он по комсомольскому призыву уходит служить в Красную армию и попадает в Брестскую крепость. И именно он как старший по званию возглавляет первую контратаку в первый день войны.
Тигран Матевосян, сын защитника Брестской крепости:
Война началась неожиданно. Кто чем вооружен, кто лопатой, кто штыком, кто винтовкой. Началась оборона Брестской крепости. И папа говорил, что когда пошли в контратаку и с криками "ура" вырвались из помещения, многие ребята опередили меня и вырвались вперед. И русское мощное "ура!" Немцы опешили, потому что не ожидали такого.
Самвел Матевосян был 6 раз ранен
Самвел Матевосян был тяжело ранен, попал в плен, бежал, присоединился к отряду партизан, потом к Красной армии. Уже в ее составе участвовал в операции по форсированию Одера.
Тигран Матевосян, сын защитника Брестской крепости:
Был представлен к высшей награде за то, что ему удалось закрепиться на противоположном берегу, способствовал тому, что с минимальными потерями дивизия форсировала реку. Но звание он не получил, потому что был в плену. Тогда это клеймо. Если был в плену, то чуть ли не враг и изменник. Поэтому награду он не получил.
Сергей Смирнов, автор книги "Брестская крепость"
Доброе имя Самвелу Матевосяну вернул писатель и историк Сергей Смирнов. Благодаря его книге "Брестская крепость" страна узнала о героях, которые мужественно защищали цитадель. Их имена были реабилитированы. Работа над книгой переросла в дружбу сначала отцов, а потом и сыновей. И теперь каждый год Матевосян- и Смирнов-младшие встречаются или в Москве, или в Брестской крепости, чтобы вспомнить.
Александр Смирнов, журналист, телеведущий:
Нашу память никто у нас не отнимет. Могилы еще до сих пор не найдены, тысячи людей до сих пор не обнаружены. И нельзя об этом забывать. У нас очень много грома, всяких победных реляций и так далее и тому подобное, а тут нужно потише. Нужно вспомнить тех, кто не пришел.
К 100-летию отца Тигран Матевосян сделал для близких друзей памятный подарок, в котором объединил две важные вещи, которые были особо дороги его отцу: кусочек обугленного кирпича Брестской крепости и золотой руды Зодского месторождения Армении, где Матевосян-старший проработал много лет уже своей мирной жизни.